Свежие комментарии

  • Александр Воронцов
    кака маладес! снова гатовится )))))) ...ох и дура...Лидия Федосеева-Ш...
  • коля ларин
    горькая,но правда,,,,,,,,,,,,,,,,Слухи об алкоголи...
  • владимир лобурь
    Ее секрет ни кому не нужен.Настя Ивлеева рас...

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

15 октября юбилей у Анатолия Кашепарова (1950). Пользуясь случаем, поздравляю певца моего детства, открывая тем самым в журнале новую рубрику «Солисты ВИА». 

Кашепаров прочно связан с ансамблем «Песняры», которыми руководил Владимир Мулявин.

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

Одна из проблем этого ансамбля - всесоюзная известность не теми вещами, на которые делали ставку сами музыканты. Кантаты «Песня о доле» и «Гусляр», концертные программы на стихи Бернса и Маяковского восхищали ценителей, а из утюгов звучали песни «Вологда», «Березовый сок», «Наши любимые». Именно с «Вологдой» выстрелил Кашепаров, и петь ее приходилось едва ли не по нескольку раз в каждом концерте. 

Сам Кашепаров делит историю «Песняров» на несколько этапов: «1969-75 г.г. - резкий подъем, 1976-84 г.г. - пик, 1985-89 г.г. - приблизительно один уровень, после 1990 г. - уход от традиций, неполные залы, боль в душе».

В принципе, все верно. В 1980-ые закончилось не только время «Песняров», ушло время ВИА, и страны, которую они прославляли. 

Кашепаров расстался с ансамблем в 1989, столкнувшись с тем, что невозможно совмещать гастроли с учебой в ГИТИСе. Анатолий умудрялся сидеть на двух стульях, пока гастроли не совпали с защитой диплома.

 

Вслед затем пришлось и страну покинуть. 

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

Впервые в США Кашепаров попал в 1976. У «Песняров» тогда состоялись просто триумфальные гастроли. Через пятнадцать лет он приехал туда вновь, уже обремененный семьей, необходимостью зарабатывать непонятно чем, ибо пением заработать было нельзя. 

Мелькала информация, что Кашепаров держал пиццерии, но это не сразу получилось, да и больших доходов не давало. Самому пришлось стоять за прилавком, развозить товар по клиентам, с компаньонами не повезло. В итоге, бизнес пришлось продать.

Но судьба Анатолия не похожа на жалкую судьбу эмигранта. Они ни разу о своем выборе не пожалел.

После кончины Мулявина коллективы, использующие в своем названии слово «Песняры», начали плодиться, вынуждая Кашепарова подчеркивать, что «Песняры» невозможны без Мулявина. Но куда деваться доброму десятку прежних солистов? Это проблема большинства советских ВИА - необходимость делить бренд и репертуар. 

Иногда Кашепаров выступает с прежними музыкантами «золотого состава», иногда сольно.

Но высокую планку держит всегда.

Все-таки «Вологдой» он не исчерпывается, о чем вам расскажет Наталья Востокова, поклонница Песняров и видеомонтажер Анатолия Кашепарова.

Передаю слово ей.

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

15 октября 2020 года празднует свой 70-летний юбилей Анатолий Кашепаров, один из лид-вокалистов легендарного ВИА «Песняры». Так получилось, что широкой публике Анатолий известен в первую очередь песней «Вологда», хотя на самом деле его репертуар периода Золотого состава «Песняров» очень разнообразен и многогранен. Именно о нем и хотелось бы немного рассказать в честь юбилея артиста.

От «Синих гитар» к «Песнярам»

Анатолий Кашепаров не обучался вокалу – он, как и другой «золотой» солист Песняров, Леонид Борткевич, был чистым самородком. Петь на сцене Анатолий начал еще в студенчестве: учась в минском Политехе, по вечерам он выступал в составе ансамбля «Синие гитары» на сцене ресторана гостиницы Интурист. Надо сказать, что вокальные возможности молодого исполнителя уже тогда интересовали многих – приглашения в известные группы он получал не раз.

А однажды, в 1970 году, в ресторан Интуриста пришел сам Муслим Магомаев в сопровождении друзей и коллег, в том числе Георгия Мамиконова, будущего руководителя и солиста группы «Доктор Ватсон». Как рассказывает Георгий Рубенович, Магомаеву очень понравился вокал Анатолия Кашепарова – он даже подозвал его к своему столику и сказал, что юношу ждет большое будущее. Мэтр не ошибся – на тот момент Кашепаров уже получил приглашение на прослушивание от Владимира Мулявина.

Интересно, что получив такое предложение, от которого вроде бы невозможно было отказаться, Анатолий не пришел на первое прослушивание – помешала природная застенчивость. Песняры в то время уже были очень популярны, и Анатолий засомневался, сможет ли он взять такую же высокую планку и справится ли с новой работой. «Я не спал всю ночь, думал, сомневался и... не пошел на прослушивание», говорит он. И только через 8 месяцев Кашепаров случайно встретился на улице с Мулявиным, который отругал его за сомнения и назначил еще одну встречу на следующее утро. В этот раз Кашепаров все же решился прийти, блестяще выдержал прослушивание и уже через несколько дней отправился на свои первые зарубежные гастроли в составе ВИА «Песняры».

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

Репертуар Кашепарова в «Песнярах»

Острохарактерная драматическая манера исполнения и яркая природная высокая певческая форманта – вот главные отличительные особенности вокала Кашепарова в 1970-80-е годы. Петь «на разные голоса» (причем и мужские, и женские) Анатолий Кашепаров умел еще работая в составе «Синих гитар». А Владимир Мулявин часто использовал способность певца исполнять красивейшие контратеноровые вокализы – они украсили многие известные песни ансамбля: «Баллада о матери», «Памяти Виктора Хары», «Явор и калина», «Калина», «Черное море мое» и другие:  

https://www.youtube.com/watch?v=oMagYLIWiQs

Чистота и высота голоса Анатолия Кашепарова удивляла многих – не только простых слушателей, но и профессиональных музыкантов. Один из «бессменных» песняров, Владислав Мисевич, пишет в своей книге воспоминаний: «Пока одна венгерская группа в минском Дворце спорта стояла на сцене, мы за кулисами офигевали от их звучания. А уже после нашего выступления они кинулись к нам – не поверили, что Кашепаров брал на несколько октав выше «нормы» в вокализе «Песня памяти Виктора Хары». «Человек так не может!» – заявили венгры. Пришлось предъявить доказательства – живого Кашепарова».

Кстати, нередко на концертах именно Анатолий Кашепаров исполнял одну из, так сказать, «чисто мулявинских» вещей – известную драматическую композицию «Крик птицы». Именно Кашепарову доверял Мулявин ее сценическое исполнение, когда сам не мог исполнить ее по каким-то причинам – например, был не в голосе или просто не в настроении. Кстати, Анатолий Кашепаров исполнял «Крик птицы» и на гастролях Песняров по США в 1976 году, причем на английском языке.  

Как вспоминает Владислав Мисевич: «Белорусский литератор Язэп Семяжон перевел на английский «Крик птицы», и мы с пацанами кайфовали и от того, что «Песняры» могут по-английски звучать, и от почти актерского драматизма Кашепарова. Даже подзуживали Толю: «Да ты не хуже Мули!»...». В зависимости от того, в какой стране проходили гастроли «Песняров», Кашепаров исполнял песни и на других языках – немецком, польском, чешском – как и многим людям с хорошим слухом, ему было несложно «снять» иностранный текст, даже не зная языка в совершенстве.

Что ж, как видим, в репертуаре Анатолия Кашепарова периода Золотого состава Песняров было очень много ярких, интересных песен и партий в «крупных формах» (не только в «Песне о Доле», но и в «Ваньке-встаньке», «Гусляре»). Его сольные песни разных лет – «Розы цвет», «Спадчына (Наследие)», «Будочник», «У доли своя весна», «Не гляди на меня», «Дочурка», «Я не могу иначе», «Поцелуй», «Ленивый гном», «До третьих петухов», «Добрый вечер, девчоночка», «Девушка-сердечко» и многие другие до сих радуют сердца ценителей творчества легендарного ансамбля. А без вокала Анатолия Кашепарова сейчас просто невозможно представить себе именно то «фирменное» песняровское многоголосье, так резко отличающее Песняров от других ВИА того периода.

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

Шутки и «утки»

Интересно, что народная любовь порой принимает самые неожиданные формы – и иногда людям хочется драмы. Как пишет Федор Раззаков в своей книге «Скандалы советской эпохи», в конце 1977 года по стране прокатился тревожный слух, что Анатолий трагически погиб – был зарезан в ресторанной драке. Конечно, источник этого слуха установить не удалось, однако многим поклонникам Кашепарова пришлось пережить немало неприятных минут. В редакции газет посыпались письма с просьбами подтвердить или опровергнуть информацию о смерти Анатолия. Минская и московская пресса отреагировали оперативно, опубликовав опровержения и успокоив испуганных поклонников.

А вот непосредственно с песней «Вологда», связана еще одна фантазия неизвестного авторства – причем настолько живучая, что люди верят в нее и по сей день. Она гласит, что в Вологде имелся всего один дом с резным палисадом – и это, по разным версиям, был то ли кожвендиспансер, то ли психдиспансер – версия зависит от того, что больше нравится ее рассказчику. Разумеется, действительности это всё не соответствует, но народная молва – страшная сила, так что вымысел до сих пор нередко принимается за чистую монету.

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

С «Вологдой» сквозь годы

Вообще, что касается «Вологды» – даже сам Мулявин не ожидал, что именно эта вещь «выстрелит» так масштабно и станет буквально визитной карточкой Песняров, наряду с «Александриной».

В первый раз «Вологда» в исполнении Песняров была «обкатана» в минской филармонии, затем дважды исполнена на творческом вечере поэта Матусовского, а после этого – на «Песне-76». Песня произвела настоящий фурор, люди буквально влюбились в нее, а в народной душе зародилась четкая ассоциация: «Кашепаров = ”Вологда”»

Интересно, что в тот период уже вовсю репетировалось одно из самых серьезных произведении Песняров – часовая рок-опера «Песня о Доле», где Анатолий исполнил главную роль. Всё действие этой оперы-притчи буквально держалось на его герое, проживающем на сцене целую жизнь с момента рождения до момента смерти (и воскрешения). Но иногда, хоть и не часто, даже во время исполнения «Песни о Доле» из зала долетали реплики а-ля «”Вологду” давай!».

Несмотря на то, что Владимир Георгиевич Мулявин всегда старался придерживаться принципа «не делать шлягеров» – «Вологда» стала именно шлягером. А для Анатолия Кашепарова она стала то ли своего рода «медалью» всенародной любви, то ли «крестом», оставшимся с ним с 1976 года на всю жизнь. Воспринимать это можно по-разному. Так или иначе, без «Вологды» до сих пор не обходится ни одно выступление Анатолия Ефимовича – но, тем не менее, он никогда не был «исполнителем одной песни». И мы надеемся, что наша сегодняшняя статья убедила в этом даже тех, кто еще не был детально знаком с «золотым» репертуаром Анатолия Кашепарова.

ОН ПЕЛ НЕ ТОЛЬКО "ВОЛОГДУ"

От всей души поздравляем артиста с юбилеем, желаем долгих творческих лет, неиссякаемой народной любви, музыки в сердце и успехов во всех начинаниях :) 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх