Свежие комментарии

  • Виктор Шиховцев
    Катюша все хорошеет!Как сложились суд...
  • Rosomaha
    Вообще то, для сравнения, надо было бы папы Валуева фото в 18 лет выставить, а так по мне, так никакого сходства, и б...Как выглядит 18-л...
  • Olesya
    Ну хоть кто-то вспомнил, что знаменитому актеру Алену Делону исполнилось 85!Алену Делону испо...

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КУДАШЕВОЙ МЫ ПОМНИМ ТОЛЬКО ПЕСЕНКУ ПРО ЕЛОЧКУ

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КУДАШЕВОЙ МЫ ПОМНИМ ТОЛЬКО ПЕСЕНКУ ПРО ЕЛОЧКУ

4 ноября скончалась Раиса Кудашева (1878-1964), непрофессиональная поэтесса, вошедшая в историю благодаря песенке «В лесу родилась елочка». 

Непрофессионализм – вот житейская проблема Кудашевой, хотя какая проблема? Кудашева говорила: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла». Она не делала ставку на поэзию, зарабатывая гувернанткой да библиотекаршей. Работая гувернанткой, Кудашева спроворила женское счастье. Князь-вдовец влюбился в благовоспитанную барышню и через три года присматриваний позвал замуж. Именно для пасынка Кудашева сочинила свою бессмертную «Елочку». 

Чего же сочинила она еще?

Кудашева дебютировала в 1896 году и сразу в сегменте детской поэзии. Единственное ее произведение «для взрослых» повесть «Лери», повествующая о первой любви дворянской девушки. 

Кудашева довольно быстро и обильно заполнила журналы своей продукцией. Ее печатали «Малютка», «Подснежник», «Светлячок», «Солнышко», те самые умилительно сюсюкающие журналы, которым ехидный критик Корней Чуковский отказывал в праве на существование. Кудашева была не просто не оригинальна, она, не скрываясь, использовала книжки европейских авторов, перетолмачивая их на русский лад.

Так стишок Георга Ланга «Blondchen in blüten» превратился в «Апрелечку». Сказка немецкой писательницы Сибилл фон Олферс в «Что с Маничкой было». Книга Эльзы Бесковой «Дети лесного гнома» в «Лесовичков». Пересказала Кудашева и «Степку-растрепку», и «Макса и Морица» Вильгельма Буша под названием «Как шалили Павлик с Неточкой». 

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КУДАШЕВОЙ МЫ ПОМНИМ ТОЛЬКО ПЕСЕНКУ ПРО ЕЛОЧКУ

Наиболее известное ее произведение «Бабушка - Забавушка и собачка Бум» представляет собой рифмованные прибаутки, где бабушку окручивает непосредственный пес: 

«Вот Бабушка-Забавушка отстряпалась с утра.
«Покушай, Бум, телятинки, уж закусить пора!»
А Бум в ответ: «Ах, бабушка! Нельзя ли подождать?
Когда курю я трубочку, прошу мне не мешать!»

Эта книжка вошла если не в историю литературы, то в память поколения. Маршак вспоминал «Бабушку - Забавушку» как первую прочитанную книжку. Правда, он категорически не помнил автора, и считал, что это перевод с английского, сделанный Валерианом Висковатовым. А вот Жаров признававшийся, что первая роль, которую он сыграл была собачка Бум, уже называл имя Кудашевой. 

Поскольку детская поэзия частенько поставлялась к датам, Кудашева настрогала много рождественских стишков. Среди ее книг есть и «Снеговик», и «Снегурка», и «Санки-самокатки», и «Зимняя песенка». В истории удержалась только «Елка», впервые напечатанная в декабрьском номере журнала «Малютка» за 1903 год. К этим стихам сочинил музыку композитор-любитель Леонид Бекман. Поскольку с Кудашевой он знаком не был, а стихотворение появилось под псевдонимом «А. Э.» авторша даже не знала, что песенка на ее стихи пошла гулять по свету.

Ей было как-то не до этого, ибо в Первую Мировую погиб пасынок, чуть позже умер муж, пришел новый быт, отменивший всю незамысловатую поэзию Кудашевой. Голубочки, встречающие Пасху; девочки, спешащие из мира мороза домой к маме («Что с Маничкой было»); балующиеся Неточка с Павликом утратили актуальность разом. В мире Маршака и Чуковского Кудашевой просто нечего было делать, хотя Кудашева пыталась. В 1927 году она поставила на рынок книжку о новых приключениях Бабушки-Забавушки и песика. Выхлоп был нулевой.

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КУДАШЕВОЙ МЫ ПОМНИМ ТОЛЬКО ПЕСЕНКУ ПРО ЕЛОЧКУ

Только зайка серенький под елочкой оказался неподвластен вихрю времени. В 1941 году готовящая сборник «Елка» Эсфирь Эмсден разыскала Кудашеву с просьбой включить ее стишок в хрестоматию. Имя Кудашевой появилось в окружении Маршака, Чуковского, Михалкова. Представительницу дореволюционной поэзии уравновесили Блоком, сразу за его стихотворением «Снег да снег» шла «В лесу родилась елочка», а вслед за шедевром Кудашевой поместили шедевр нового времени «Маленькой елочке холодно зимой» Александровой. 

В 1948 стотысячным тиражом появилось отдельное издание «Елочка (Книжка-песенка)». Кудашеву приняли в Союз Писателей, поставили на довольствие по высшему разряду, новогодний номер журнала «Огонек» вышел с рассказом об авторше всеми любимой детской песенки. Вот только ничего нового из под пера Кудашевой, так и не появилось, а из прежде написанного издавали только «Елочку» да сказку «Петушок», иллюстрированную Маем Митуричем. Симптоматично, что когда шлюзы открыли, и можно стало издавать что угодно, вторичного открытия рынком Кудашевой не состоялось. Это таки была барышня дореволюционного склада.

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КУДАШЕВОЙ МЫ ПОМНИМ ТОЛЬКО ПЕСЕНКУ ПРО ЕЛОЧКУ

Кудашева пыталась сочинить повесть о ребенке, попавшем в горнило Великой Отечественной, но была вынуждена с грустью признать: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше».

Умерла Кудашева в возрасте далеко за 80. На могильной плите выбиты строчки про елочку.

Чтоб не забывали.

Не забудем. 

#блогерскаяосень

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх