Свежие комментарии

  • Марат Гималутдинов
    Заведовать кафедрой актерского искусства и не играть самой это как командир эскадрильи который не летает.Почему Ольга Дроз...
  • алексей
    рано или поздно за все придется платитьПОЧЕМУ КОНСТАНТИН...
  • secretmaster
    Мои поздравления певице! Во всём ей удачи!Беды Ирины Салтык...

ГДЕ МИТЯЕВ ЛУЧШЕ БЫЛ

картинка с сайта atrachi.tukalinsklib.ru
картинка с сайта atrachi.tukalinsklib.ru

22 апреля ушел из жизни Анатолий Митяев (1924-2008), один из тех работников детской литературы, с творчеством которых сталкивался каждый советский ребенок.

Митяев был многостаночником, работая удачно в разных направлениях.

Он много публиковался, но как раз литература, на мой взгляд, была самым уязвимым местом Митяева. Его рассказы на страницах «Мурзилки» я пролистывал, хотя обычно читал журнал от корки до корки. Я любил все сказочное, разноцветное, а Митяев предлагал рассказы о буднях войны, иллюстрировали его под стать черно-бело.

Митяев нашел свою фишку, обрабатывая делянку патриотического учебника. Не знаю, насколько хитовыми вышли тома «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов», но пиарили их основательно, ставя на центральные полки библиотек. Книга «Тысяча четыреста восемнадцать дней: Герои и битвы Великой Отечественной войны» победила на Всесоюзном конкурсе на лучшее художественное произведение для детей к 40-летию Победы. 

Отработав тему Советского патриотизма, Митяев пошел вглубь веков, выстреливая книгами «Ветры Куликова поля», «Громы Бородина», «Рассказы о русском флоте». Он шел ноздря в ноздрю с еще одним облегченным рассказчиком из русской истории Сергеем Алексеевым.

 

Опять же, это лишь мое мнение и я вполне допускаю наличие детей, которые Митяевым и Алексеевым зачитывались. Я к таким детям не принадлежал. 

ГДЕ МИТЯЕВ ЛУЧШЕ БЫЛ

Но вот то, что Митяев делал в качестве главного редактора «Мурзилки» мне безумно нравится. 1950-ые Митяев проработал ответственным секретарем «Пионерской правды», а с 1960 по 1972 занимал пост главреда «Мурзилки». 

Мой «Мурзилка» это первая половина 1980-ых: Александр Семенов с Ябедой-Корябедой (КТО ПРИДУМАЛ ЯБЕДУ-КОРЯБЕДУ?); Савушкин, который ходил за спичками; Чубо из села Туртурика; «Сон с продолжением» Михалкова с рисунками Чижикова. Я полагал, что это лучший период существования журнала. 

Однако, сравнивая журнал своего детства с «Мурзилкой» 1960-ых я вижу, что при Митяеве там было меньше партсъездовского пафоса, больше юмора, школьной сатиры. Журнал в реале был красочнее, сказочнее, изобретательнее. Как, скажем, Митяев подавал информацию о Ленине? Он растянул публикацию вещи о нем на год, кинув читателю клич, — «Сделай книгу сам!» А еще из номера в номер печатался «мультфильм» про приключения лихого школьника, картинки те надо было вырезать, формируя мультик. Что-то, а Митяев подсаживал на журнал, заставлял за ним следить. Именно он сделал «Мурзилку», которого все полюбили. После его ухода журнал держался на высоте десятилетие, но уже в 1980-ые стал заметен упадок. 

ГДЕ МИТЯЕВ ЛУЧШЕ БЫЛ

Из «Мурзилки» Митяев ушел редакторствовать на «Союзмультфильм» и здесь надо сказать, что прежде, чем открыть жилу патриотических сказаний, писатель сочинял сказки, составившие книгу «Сказки у костра». 

Сказки Митяева экранизировались достаточно плотно в 1960-ые, большинство мультфильмов по произведениям Митяева вышло до того как он занял редакторскую нишу.

Он работал с Львом Атамановым («Сказка про чужие краски»), Романом Качановым («Потерялась внучка»). Мне нравился дравовый мультфильм «Приключения запятой и точки». Заметной была и сказка «Шесть Иванов - шесть капитанов» (МЕЖ ДЕТЬМИ И МАЯКОВСКИМ). 

Приложил Митяев и фантазию к такому мультфильму как «Будильник» Льва Мильчина. Получился авангардистский сюр, который зачем-то пихали в детскую программу мультфильмов в кинотеатре. Раз пять я видел сей готичный «Будильник» на разных просмотрах. 

Еще более был пессимистичен мульт «Пингвины» Владимира Полковникова. В комментариях к посту про самые неприятные мультфильмы, то и дело вспоминали пингвина, высиживающего камень.

ГДЕ МИТЯЕВ ЛУЧШЕ БЫЛ

Заняв же пост главреда «Союзмультфильма» Митяев свои вещи не проталкивал. Впрочем, он и сказки к тому времени почти не писал. 

Наиболее громким его проектом во время редакторства оказался мультик «Проделкин в школе», но там Митяев работал в плотном соавторстве и вдохновителем образа Проделкина надо считать Валерия Угарова, который потом его использовал в своем сериале «На задней парте». 

ПРОДЕЛКИН
ПРОДЕЛКИН

Митяев всегда работал под денежным дождем государства и проблем не ведал, поскольку ему обеспечивали лучшую полиграфию и большие тиражи. Только работай.

Новое время поставило издание детских журналов на коммерческие рельсы. В какой глубокой оказались вчерашние фавориты детворы «Мурзилка» и «Веселые картинки», думаю, напоминать не надо. Даже в этих условиях Митяев умудрялся вести детский журнал русской направленности «Новая игрушечка».

В нулевых снова возник спрос на его книги.

Издают Анатолия Митяева до сих пор.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх