Свежие комментарии

РЕЖИССЕР ХИТОВЫХ НОВОГОДНИХ ФИЛЬМОВ, ПРЕКРАТИВШИЙ СНИМАТЬ ПОСЛЕ ГРАНДИОЗНОГО УСПЕХА

КОНСТАНТИН БРОМБЕРГ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА "ЧАРОДЕИ"
КОНСТАНТИН БРОМБЕРГ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА "ЧАРОДЕИ"

Константин Бромберг (1939-1920) умер год назад. Лишь тогда спохватившиеся СМИ вспомнили режиссера, хотя две его лучшие кинокартины неотделимы от сетки российских телепрограмм.

Тем паче уместно поговорить о Бромберге в новогодние каникулы, что без его фильмов не обходится новый год.  

Начинал Бромберг с телевидения, с документашек об известных музыкантах: Темирканове, Караяне, Ростроповиче. Сделал цикл передач «Дирижирует Евгений Мравинский» (1973) и стал жертвой подковерной борьбы. 

Председатель Гостелерадио СССР Лапин, проводя политику выжимания с телевидения евреев (почему это происходило, мы пробовали разобраться здесь - Лапин и евреи) похвалил передачу, но посетовал на фамилии создателей: Бромберг (режиссер), Рерберг (оператор), Макаревич (художник). В титрах он предложил оставить только автора сценария диктора Золотова. Бромберг на это пошел, поскольку в таком случае обещали дать фильму первую категорию, иначе - третью. 

Но Лапин играл нечисто, скрыв от Бромберга, что картина уже продана в несколько стран, соответственно первая категория ей обеспечена.

Против Лапина вышла тяжелая артиллерия в лице Ираклия Андроникова.

Он написал о передачах статью, превознеся их до небес и упомянув всех создателей поименно. Статья пошла в «Известия», после чего скрывать имена Бромберга с Рербергом стало нецелесообразно. Их вернули в титры. 

Цикл о Мравинском открыл Бромбергу путь в большое кино. 

ЭВАЛЬДС МИКАЛЮНАС В ФИЛЬМЕ "БЫЛ НАСТОЯЩИМ ТРУБАЧОМ"
ЭВАЛЬДС МИКАЛЮНАС В ФИЛЬМЕ "БЫЛ НАСТОЯЩИМ ТРУБАЧОМ"

Собственно первый художественный фильм «Длинный день Кольки Павлюкова» он поставил еще в 1968, но эта картина прошла так незаметно, что второй запуск режиссер получил только после «Дирижирует Евгений Мравинский». 

Бромберг сразу нашел себя в детском жанре, но далеко не сразу он ему покорился. В 1973 режиссер выпустил байопик «Был настоящим трубачом» о революционном ребенке-агитаторе Коте Мгемброве-Чекане. Сценарий написал дюжий любитель животных Юрий Яковлев. В главной роли снялся Эвальдс Микалюнас, юный артист, пытающийся утвердиться в кино после грандиозного успеха в сказке «Тайна железной двери».

ДЕТИ БЕРБЕРОВЫХ СО ЛЬВОМ В ФИЛЬМЕ "У МЕНЯ ЕСТЬ ЛЕВ"
ДЕТИ БЕРБЕРОВЫХ СО ЛЬВОМ В ФИЛЬМЕ "У МЕНЯ ЕСТЬ ЛЕВ"

Следующая работа Бромберга тоже была связана с Яковлевым. Тот пиарил семейство Берберовых, сценарием «У меня есть лев». Берберовы, взяв на воспитание льва, пытались ужиться с хищником в бакинской квартире, что в дальнейшем привело к трагедии. В «У меня есть лев» засветилось все семейство: сам Берберов, его жена, сын и дочка. 

В ходе съемок Константин получил производственную травму, лев Кинг поранил его клыком. Но это были еще цветочки, оператор лишился львом части пальца.

РЕЖИССЕР ХИТОВЫХ НОВОГОДНИХ ФИЛЬМОВ, ПРЕКРАТИВШИЙ СНИМАТЬ ПОСЛЕ ГРАНДИОЗНОГО УСПЕХА

В 1979 году Бромберг выдал трехсерийку «Приключения Электроника», одно из любимых зрелищ школьников 1980-ых. Именно с новогодними каникулами и связан у меня этот фильм. «Приключениями Электроника» завершался 1980 год (эфир 30 и 31 декабря), встречался 1984 (2-4 января), завершался 1985 (30 и 31 декабря), встречался 1988 (5-7 января). В детстве я так насмотрелся на Торсуевых, что даже пересматривать нет нужды. Все помню да и разочароваться боюсь. 

РЕЖИССЕР ХИТОВЫХ НОВОГОДНИХ ФИЛЬМОВ, ПРЕКРАТИВШИЙ СНИМАТЬ ПОСЛЕ ГРАНДИОЗНОГО УСПЕХА

После успеха «Электроника» Бромберг получил задание сделать новогоднюю картину. Он предложил братьям Стругацким экранизировать повесть «Понедельник начинается в субботу». В итоге от повести в фильме ничего не осталось.

Комедия «Чародеи» вышла 31 декабря 1982 года и, вот специфика советского телевидения, за январь месяц 1983 была трижды повторена. Потом ее показывали на Новый 1986, 1988 и 1990 годы. Тогда я ее не посмотрел, увидел позже, уже будучи взрослым.

Как относились к творению режиссера братья Стругацкие? Старший, Аркадий, принялся оценивать фильм, когда к его съемкам только приступили, утверждая: «С «Понедельником…» он не имеет ничего общего» и «Получилась довольно банальная история»

Борис же стал свидетелем, как в девяностые и нулевые фильм не сходил с новогоднего экрана, признав: 

«Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, – есть за что...»

Почему после такого успеха Бромберг вдруг бросил большое кино и вернулся на скудную ниву телевизионщика? Не складывалось с замыслами, не получалось пробить нужные сценарии, а снимать абы что не хотелось. Игры с новогодней тематикой режиссер закончил в 1992, выпустив в качестве худрука фильм-концерт «В новогоднюю ночь… Бал в Останкино». 

РЕЖИССЕР ХИТОВЫХ НОВОГОДНИХ ФИЛЬМОВ, ПРЕКРАТИВШИЙ СНИМАТЬ ПОСЛЕ ГРАНДИОЗНОГО УСПЕХА

Для Бромберга было характерно желание выдать продолжение полюбившихся зрителям хитов. В 1990-ых он, Борис Стругацкий и Александр Абдулов пробивали идею перенести сюжет «Чародеев» в эпоху рыночного капитала. Денег под это рыночный капитал не дал. 

В нулевых Бромберг носился с продолжением «Приключений Электроника». Мечтал о сериале с участием американской стороны. Увы, опять не срослось.

В 1997 Бромберг уехал в США, объясняя: 

«Дочка вышла замуж и первая переехала сюда. Ей было тяжело без нас, да и внучка должна была родиться. Я стал уже не такой прыткий, как раньше, и, честно говоря, разваливалось все в стране, на дворе стоял 1997 год. Все было напряженно, будущее – малопонятно. Но думаю, что если бы моя дочка не звала нас, мы бы в Америку не переехали»

Ушел режиссер, отметив Новый, 2020 год. 

Оставив нам свои фильмы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх