Свежие комментарии

ЕГО ЛЮБИЛ ЗРИТЕЛЬ. И НЕНАВИДЕЛА КРИТИКА

СЕМЕН ТИМОШЕНКО В РОЛИ ПОСЛА В ФИЛЬМЕ ЭЙЗЕНШТЕЙНА "ИВАН ГРОЗНЫЙ"
СЕМЕН ТИМОШЕНКО В РОЛИ ПОСЛА В ФИЛЬМЕ ЭЙЗЕНШТЕЙНА "ИВАН ГРОЗНЫЙ"

18 января родился Семен Тимошенко (1899-1958), режиссер фильмов, которые помнит любой рожденный в СССР. 

Тимошенко то и дело становился объектом критических стрел. Его картины долбали за легковесность, опереточность, нежизнеподобие. 

А вот зритель полюбил его фильмы сразу.

И до сих пор любит.

Начинал этот режиссер как актер. На конферанс Тимошенко специально ходили в ночное кабаре «Балаганчик». 

Первые десять лет кинорежиссер Тимошенко клеил социальные драмы на темы революции и Гражданской войны, пытаясь дотянуться до Кулешова с Пудовкиным. Он выступал апологетом «стального сценария», в противовес «эмоциональному сценарию» Эйзенштейна и Ржевского. Наиболее заметной работой Тимошенко 1920-ых стала экранизация романа Фурманова «Мятеж». 

Экспериментальной получилась картина «Заговор мертвых», где Тимошенко, рассказывая об обороне Петрограда в 1919 году, отказался от индивидуализации героев, давая действовать просто «матросу», «красноармейцу», «рабочему». Картина не понравилась автору сценария Николаю Тихонову, который не по дням, а по часам теряя поэтический дар, пытался удержаться хотя бы в кино.

Тихонов предъявлял к фильму претензии неправдоподобия, требуя, чтобы Тимошенко снимал с привлечением военного консультанта. Режиссер его, конечно, не послушал. Может и зря, ибо в прокате «Заговор мертвых» провалился.

ПЕТР СОБОЛЕВСКИЙ В ФИЛЬМЕ "СНАЙПЕР"
ПЕТР СОБОЛЕВСКИЙ В ФИЛЬМЕ "СНАЙПЕР"

Следующей работой стал фильм «Снайпер» с участием Петра Соболевского (МЕЧТА БАБ НА ПРИМЕРЕ АКТЕРА СОБОЛЕВСКОГО: УЙДИ ИЗ КВАРТИРЫ НА УЛИЦУ И ПРОДОЛЖАЙ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ). В кино внедрялся звук и «Снайпер» один из первых «тонфильмов», наряду с «Путевкой в жизнь». Картине досталось от критики за пацифизм. Только в 1965 долетели слухи, что «Снайпер» одна из самых любимых картин Куросавы, и для фильма началась вторая жизнь.  

Но, в общем и целом, первые творения Тимошенко были широкому зрителю ни по уму, ни по сердцу.

Режиссер нашел зрительский успех только с бытовой комедией «Три товарища» (1935) с участием Михаила Жарова и Николая Баталова. Ныне и эта картина позабыта, только песня «Каховка» прозвучавшая там осталась. 

ЕГО ЛЮБИЛ ЗРИТЕЛЬ. И НЕНАВИДЕЛА КРИТИКА

Абсолютным же хитом, причем на долгие года, стал «Вратарь» (1936). Можно сказать, что этой картиной режиссер открыл неведомый советскому кино жанр спортивной комедии. Сюжетные навороты «Вратаря» потом использовались в десятке фильмов о зазнавшихся спортсменах, перевоспитанных коллективом. Там годный саундтрек и бесподобный инженер Карасик в исполнении Анатолия Горюнова.

Впрочем, «Вратаря» я подробно анализировал здесь (ТОП-8 ФУТБОЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ СССР). Не буду повторяться.

ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА В ФИЛЬМЕ "НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД"
ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА В ФИЛЬМЕ "НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД"

Главную женскую роль во «Вратаре» исполнила Людмила Глазова, ставшая для Тимошенко женой, музой и жизненной поддержкой. А поддержка ой как понадобилась. Если с 1925 года Тимошенко всегда был в запуске, сняв десяток картин, то начиная с «Вратаря» ему начали ставить палки в колеса по причинам совершенно неясным. В отличие от предыдущих фильмов «Вратарь» стал кассовым боевиком и критика не имела к нему больших претензий. 

Факт остается фактом, следующей большой постановки Тимошенко пришлось ждать почти десять лет. В промежутке он занимался выпуском киноконцертов, открыв еще один жанр в советском искусстве.

ЕГО ЛЮБИЛ ЗРИТЕЛЬ. И НЕНАВИДЕЛА КРИТИКА

В 1945 выходит самая известная его комедия «Небесный тихоход», где одну из главных ролей играет Глазова. Фильм опять же не нуждается в долгом представлении, как и песни оттуда. Недавно «Небесный тихоход» раскрасили и он частый гость на телеэкранах. 

По выходу, однако, на комедию обрушилась совершенно дикая критика. Картину, скроенную по лекалам водевиля, именно в водевильности обвиняли. Парадокс заключается в том, что это ведь худсовет заставил Тимошенко убрать кадры обстрела Ленинграда, боев, любое упоминание трудностей войны, значительно облегчив картину и обеспечив ей бессмертие. 

После «Небесного тихохода» режиссер решил, что «первым делом, первым делом самолеты», замыслив фильм об авиаторе Уточкине. А в кинотусовке гуляла фраза про «тихоходы в советском искусстве». Тимошенко отправили в утиль еще на десятилетие, вынуждая заняться документалистикой. Картина об Уточкине по его сценарию «В мертвой петле» вышла только в 1962. Главную роль играл Олег Стриженов.

Только в 1954 появилась следующая комедия Тимошенко «Запасной игрок», открывшая комедийный талант Георгия Вицина. И снова возникло несоответствие зрительской любви и голимой критики. «Запасного игрока» чернили за легковесность да нечеткую идею, а зритель покупал билеты.

ЕГО ЛЮБИЛ ЗРИТЕЛЬ. И НЕНАВИДЕЛА КРИТИКА

К критике Тимошенко было не привыкать. Сломали его другие житейские события. Тимошенко и Глазова потеряли сына, 12-летний мальчик утонул, гостя у тетки. После этого режиссер потерял дееспособность. Что конкретно с ним случилось тайна, но даже ходить самостоятельно Тимошенко не мог. Глазова ухаживала за мужем, как за ребенком. 

Ее и в дальнейшем ждали испытания, достойные трагедий Расина (Трагическая рифмовка). 

Тимошенко же отмучился в 1958 году.

Оставив нам свои фильмы. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх