Свежие комментарии

  • Rosomaha
    Кортни и Кокс+индейка...Кортни Кокс повто...
  • Андрей
    отличноНаследники Виктюк...
  • Виктор Шиховцев
    Катюша все хорошеет!Как сложились суд...

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

6 ноября родился Исаак Соболь, взявший творческий псевдоним Александр Соболев (1915-1986).

Песню «Бухенвальдский набат», созданную на его стихи, в СССР не слышал только глухой. Там ли, здесь ли, но она звучала почти каждый день.

При этом самого автора никто не знал.

Почему?

И какие последствия это имело для автора?

С чего, подводя жизненные итоги, Соболев горько посетовал: «Так вот какая штука - я многого достиг: я - дедушка без внуков, писатель я - без книг...»?

Соболев родился в семье предельной бедной. После смерти матери, отец женился вторично, а сынка отослал в Москву, к сестре. 

Уже в это время Соболев писал стихи, но учиться было некогда, требовалось зарабатывать на жизнь. Парень поступил в ФЗУ, получил специальность слесаря. Мечту свою стать поэтом он не бросил, печатаясь в заводской многотиражке, занимаясь в литобъединениях. 

Именно в 1930-ых Соболев сочинил стихотворение, показывающее, что потенциал у него имелся.  

Меня ругают близкие,

что не туда иду, 

что я на путь на истинный 

никак не набреду.

Шатаюсь-де и путаюсь, 

шальная голова, 

живу одной минутою, 

а там - хоть трын-трава!

Ботинки, мол, истоптаны, 

чуть пятки не видны, 

в пяти местах заштопаны 

последние штаны...

Нет, уши не закрою я 

от этакой молвы.

Конечно, все по-своему 

разумны и правы.

Знакомые и близкие, 

им вовсе невдомек, 

что путь мой тяжкий - истинный, 

хоть труден и далек.

Через ограды лезу я: 

за высотой оград –

поэзия, поэзия, 

цветущий вечно сад.

Я не сорвусь, я верую, 

нет, я не упаду, 

мое большое дерево 

поднимется в саду!

Перед войной Соболев уже занял какое-то место в журналистике.

Стихов почти не писал.

с сайта a-pesni.org
с сайта a-pesni.org

Из войны Александр вышел основательно покореженным, с несколькими ранениями и контузиями. Его демобилизовали по инвалидности. Сперва вчерашний боец работал на московском авиамоторном заводе, затем занял место ответсека в заводской многотиражке, там не сошелся с редактором и был уволен. 

После четырех лет хлопот Соболев получил пожизненную инвалидность второй группы. В графе справки ВТЭКа «Трудовая рекомендация» стоял прочерк, что означало запрет на любой вид штатной работы.  

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

Первый раз Соболев навел шороху в литературном мире, сочинив поэму «Военком», где описал еврейский погром и чудом оставшегося в живых пятилетнего ребенка, которого берет на руки военком вошедшей в город Красной Армии. Военком мечтает, что паренек будет расти в большой стране, где никто никого не притесняет. Поэма появилась на свет в начале 1953 года, на фоне разворачивающегося «Дела врачей». Прочитав ее, прекратил всякое общение с Соболевым Маршак. Отказался печатать «Военкома» главный редактор «Литературной газеты» Симонов. Завернули поэму и в «Дружбе народов».    

В 1958 году Соболев постучался сразу в «Правду» со стихотворением «Бухенвальдский набат». «Правда» стихотворение не опубликовала, а вот «Труд» решился. «Бухенвальдский набат» попал на глаза композитору Вано Мурадели и тот сочинил к нему музыку.

Соболев и до этого работал с композиторами, но песни «Девятый фронт», «Родина, партия, Ленин» в народ не пошли. Такая же участь грозила и «Бухенвальдскому набату». При обсуждении Мурадели пеняли на качество стихов, а знаменитый песенник Лев Ошанин прямо сказал: «Мракобесные стихи: мертвые в колоны строятся!». «Бухенвальдский набат» на радио не пустили.

Впервые его знаково исполнил Свердловский хор студентов на фестивале молодежи и студентов в Вене. Песня снискала международный триумф и, наконец, зазвучала в Союзе. Ее пел ансамбль Александрова, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон. На «Мелодии» за двадцать с лишним лет вышло 9 миллионов пластинок с записями «Набата».

В 1962 «Бухенвальдский набат» представили к Ленинской премии. Но и Соболева, и Мурадели с награждением прокатили. 

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

Возникло положение, которое совсем не нравилось Соболеву и его жене. Песня гремела по всему миру, а ее автора никто не знал. Все СМИ наперебой превозносили композитора, не упоминая автора стихов. Почему сложилась такая ситуация? Жена Соболева все списывает на происки врагов и бытовой антисемитизм, но как так может быть, чтобы тебя ненавидели все поголовно? А насчет антисемитизма укажем с удивлением на песенников Евгения Ароновича Долматовского, Гарольда Шафермана (Игоря Шаферана), Михаила Львовича Матусовского, Инну Гофф и мужа ее Ваншенкина

Думаю, все проще, после «Бухенвальдского набата» Соболев не создал ничего значительного, а поставщиков средней рифмованной продукции за кусок хлеба не просто с маслом, а с черной икрой горочкой и без него хватало. 

Соболеву не дали выполнить программу минимум, которая, судя по всем его действиям, была такова: вступление в Союз Писателей. Просто за песню он вступить туда не мог, следовало издать книгу. Все оставшуюся жизнь Соболев на это и угробил.

Здесь надо заметить, что характер у Соболева был не простой, откуда взяться покладистому характеру у инвалида. Заметим и еще одно: ни инвалидность, ни героическое поведение на войне, никакие заслуги не дают преференций в поэзии. Не дают их диплом Литинститута, многочисленные связи в редакциях, врученная Ленинская премия. Не дают.

В 1968 ВЫШЛА КНИЖКА САТИРИЧЕСКИХ СТИХОВ ПОЭТА
В 1968 ВЫШЛА КНИЖКА САТИРИЧЕСКИХ СТИХОВ ПОЭТА

В большинстве издательств Соболева изначально встречали дружелюбно, топтание на месте и отказ в издании книги происходили потом. Вдова все списывает на окрики сверху – «Не сметь издавать!» - и наушничество друзей. Ослепленная талантом любимого человека она не допускает мысль: Соболева встречают, как автора «Бухенвальдского набата», потом знакомятся с предлагаемыми стихами и… Поэт Соболев отнюдь не гениальный. Он, возможно, отвечал среднему уровню члена СП. Вот только членом СП не был, а, значит, можно вернуть рукопись, дабы с ней не возиться.

Соболеву отказывает в издании книги «Советский писатель», он стучится в «Московский рабочий». Там книгу включают в план, откуда вымарывают после двух отзывов рецензентов. Соболев заручается рецензией члена-корреспондента АН СССР, руководителя Института мировой литературы Леонида Тимофеева и пытается переубедить «Московский рабочий». Увы…

В «Советской России» с Соболевым опрометчиво заключают договор, но книгу издавать отказываются. Автор подает на издательство в суд. Тяжба продолжалась девять месяцев, трижды у четы Соболевых менялись адвокаты. В результате издательство было вынуждено выплатить поэту весь гонорар. Книга осталась неизданной.  

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

Не звали Соболева ни на радио, ни на телевидение. Он сам туда пошел. Добился встречи с Лапиным, теле- и радиопередачи. Во время просмотра вдова обнаружила, что Соболева ни разу не показали крупным планом, и углядела умысел, - специально так сняли, чтобы на улице не узнавали. Радость Соболева была, действительно, недолгой, передачи о нем вышли с грифом «для разового использования». После эфира их тут же размагнитили.

Невозможность занять место в официальной Советской литературе толкала Соболева в стан диссидентов. Там тоже не задалось. 

В 1971 Соболев написал стихотворение «К евреям Советского Союза» и начал готовится к эмиграции. По словам вдовы, даже получил вызов-приглашение. Но уехать все же не решился. 

Продолжая диссидентские задвиги, поэт предложил свои стихи альманаху «Метрополь» (КАК ПРОИГРАТЬ, ГОВОРЯ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЕЩИ). Его деликатно отговорили от участия.

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

Еще один шанс быть изданным и услышанным, поэт получил к сорокалетию Победы. К этой дате приняли решение порадовать пишущих ветеранов авторскими книжками. Соболева направили в издательство «Современник». В издательстве же известили, что в его рукописи не должно быть больше трех авторских листов, хотя у членов СП брали листов 7 – 10.

Как книжку издали Соболеву не понравилось. В мелкой брошюрке на желтой бумаге в стихах пропускались слова и целые строки, вплоть до потери смысла. 

К этому времени Соболев был уже очень болен, перенес несколько онкологических операций. Дни его были сочтены.

ПОЧЕМУ АВТОР ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНИ МАЛО КОМУ ИЗВЕСТЕН

Но и после смерти блокада Соболева продолжалась. Демократам он оказался так же не нужен, как партократам. Евтушенко не включил стихи Соболева в свою хрестоматию, куда кого только не включил. В публикации творческого наследия вдове отказали и Бакланов («Знамя»), и Залыгин («Новый мир»), и Дементьев («Юность»). Только в 1996 году, продав трехкомнатную квартиру, переехав в однокомнатную, вдова Соболева издала сборник «Бухенвальдский набат: Строки-арестанты». В 1999 вышел роман Соболева «Ефим Сегал, контуженный сержант».

Теперь Соболев доступен.

Кто хочет – прочтет.

Да и «Бухенвальдский набат» продолжает бить.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх