Свежие комментарии

  • коля ларин
    фотограф?????????????????????? бандосом он был.ЧТО СГУБИЛО СИЛАЧА?
  • Елена Еленова
    Некоторые посчитали. что я это Румянова. Один человек не согласился со мной.)Талантливые совет...
  • Лариса
    Да да. Я тоже заметилаТалантливые совет...

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА В НЕМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА В НЕМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ

Поговорим сегодня о Павле Массальском (1904-1979), актере не очень жаловавшим кино, благодаря которому его помнят, но очень любившим театр, начало развала которого пришлось ему лицезреть.

Массальский еще один ударенный МХАТом индивид. К Станиславскому он прибился после студий Шаляпина и Завадского. Это оказалось судьбой. Актер проработал во МХАТе 54 года, вплоть до самой смерти.

При этом, Массальский не совсем вписывался в реалистический тип лицедея, который культивировали Станиславский с Немировичем. Точено красивый, элегантный Массальский был создан для ролей заграничного репертуара и, на мой взгляд, был более уместен на сцене театра Вахтангова. Большинство  ярких ролей Массальского во МХАТе - это ввод в старые, устоявшиеся спектакли. Он играл Барона («На дне») и Автора («Воскресенье») после Качалова; чеховского Тузенбаха после Хмелева; гоголевского Манилова после Кедрова; толстовского Вронского после Прудкина. 

Но визитной карточкой Павла стали именно роли заграничных весельчаков - Джингль в инсценировке «Пиквикского клуба»; беспутный Чарльз Сеферс в «Школе злословия»; лорд Горинг в «Идеальном муже».

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА В НЕМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ
"ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ"

Роман же с кино у Массальского сразу не задался.

Как мог использовать кинематограф тех лет актера с аристократической, нездешней внешностью? Правильно, обратив в злодея. И зря Массальский сетовал на режиссера Александрова, который дал ему в фильме «Цирк» роль циничного антрепренера Франца фон Кнейшица, говоря что Александров заштамповал его дар. Причем тут Александров? Тут типаж…

Павел блистательно сыграл гада, использующего харрасмент в отношении милашки Любовь Орловой. 

Благодаря «Цирку» (недавно картину перевели в цвет), Массальского знают даже молодые люди, но ему от этого в 1936 и дальше было не легче. Роль фон Кнейшица перевела актера в разряд «негодяев», что редко становились главными героями советского кино. 

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА В НЕМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ

Усугубливая свое и без того плохое положение Массальский разругался с Александровым. Тот, делая упор на жену Орлову, везде подчеркивал ее основную роль в «Цирке». Вся Москва пестрела плакатами с изображением актрисы. Придя на премьеру «Цирка», Массальский столкнулся с афишей, где его фамилии не было вообще и развернулся восвояси. Его примеру последовал коллега по МХАТу Сергей Столяров (ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВ VS. ОТЕЦ И СЫН СТОЛЯРОВЫ). 

Все же Массальский успел еще раз сняться в роли фон Кнейшица в ревю «Наш цирк» (1937), а дальше в кино пошла текучка иностранцев и злыдней. Среди них выделялись убийца Лермонтова Мартынов в байопике поэту посвященном и польский король Сигизмунд в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. 

Только после шестидесяти Массальский засветился в экранизациях «Воскресенье», «Алые паруса» (отец Грея), «Гранатовый браслет». 

Все остальное время поглощал театр.

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА В НЕМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ
"ИВАН ГРОЗНЫЙ"

В 1947 Массальский начал преподавать в школе-студии МХАТ, выпустив таких артистов как Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили и, на свою голову, Олег Ефремов . В 1947 Массальский начал преподавать в школе-студии МХАТ, выпустив таких артистов как Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили и, на свою голову, Олег Ефремов. 

С Дорониной, кстати, отношения Массальского не сложились сразу. Он ее попросту не принял, не занимал в ставящихся отрывках, смотрел мимо, не замечая. Любимцем его был Ефремов.  

Но Ефремов, как и Доронина, после окончания училища пролетел мимо МХАТа. Его забраковали, отдав предпочтение Алексею Покровскому. Алла Тарасова вынесла вердикт, сказав: «Зачем нам два одинаковых актера, они так похожи…» Уязвленный Ефремов заявил: «Я буду в этом театре главным режиссером! Я въеду сюда на белом коне!»

ПАВЕЛ МАССАЛЬСКИЙ ИГРАЕТ ЧЛЕНА ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ В ФИЛЬМЕ "СТАРШАЯ СЕСТРА"
ПАВЕЛ МАССАЛЬСКИЙ ИГРАЕТ ЧЛЕНА ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ В ФИЛЬМЕ "СТАРШАЯ СЕСТРА"

Въезд на коне оказался возможен, поскольку главный театр страны, вывеска режима, к 1970-ым годам оказался в жесточайшем кризисе. С одной стороны, наступило студийное время, зритель полюбил ефремовский «Современник» и любимовскую Таганку. С другой, МХАТ оказался в заложниках у великих стариков - Прудкина, Яншина, Тарасовой, Грибова, Массальского, Бориса Ливанова, Зуевой. В стариках тоже не было согласия, но, если общим интересам что-то угрожало, они консолидировались, не пуская к ролям молодых. 

Положением МХАТа озаботились на самом верху. На роль худрука претендовал Борис Ливанов. Именно в пику ему Яншин и Прудкин провели через Фурсову к художественному руководству Ефремова.

Ефремов обогатил МХАТовский репертуар хитовым спектаклем «Соло для часов с боем», специально поставленным для старого поколения актеров. В этой постановке нашлась роль и для Массальского. Также выходил он в «Сладкоголосой птице юности». Но вообще разочарование бывшим учеником наступило для него быстро. 

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА В НЕМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ
"АЛЫЕ ПАРУСА"

Ефремов оказался режиссером диктаторского типа. Ни о какой совместной работой над ролью, к чему привык Массальский, больше речь не шла. Ефремов его соображения просто пропускал мимо ушей. 

В составе других артистов старого поколения Массальский выступил против ученика, когда Ефремов затеял постановку пьесы Леонида Зорина «Медная бабушка» о мытарствах Александра Сергеевича Пушкина. На роль Пушкина был приглашен Ролан Быков, тогда как старики стояли за то, чтобы отдать ее Олегу Стриженову. Быковская трактовка казалась им издевательской.

«Медную бабушку» закрыли по распоряжению Фурцевой.

Вряд ли это улучшило отношения Олега Ефремова с учителем, хотя над могилой Массальского он нашел силы сказать несколько прочувствованных предложений, пообещав: «Я постараюсь быть таким же благородным, каким были Вы…»

Почему быть благородным у Ефремова не вышло? 

Об этом мы еще обязательно поговорим.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх