ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ МОЛЧАЛ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ

16 января отмечал день рождения Павел Нилин (1908-1981). 

Как писатель он познал творческие взлеты, за которыми следовали ватные провалы в безвременье. Нилин вставал на горло собственной песне, пытался исполнить нечто другое, но поскольку был транслятором, то потерянно решал в итоге помолчать. И молчание это затягивалось на десятилетия.

Странно, как вообще очутился в писателях человек, кажется, даже без начатков образования.

Послушав с каким восторгом первооткрывателя пятидесятилетний отец рассказывает о посещении уроков марксизма-ленинизма его сын Александр Нилин сделал вывод, что школа отца миновала совсем, — тот прежде не знал удовольствия сидеть за партой и слышать звонок на перемену. Может быть... В детстве Павел долго болел полиомелитом, обучить его грамоте могла мама. Во всяком случае, чтение никогда не доставляло писателю Нилину радости, его даже не приглашали в редколлегии журналов, учитывая признание, мол, сложно дочитать до конца понравившуюся книжку, а уж не понравившуюся... 

В душевной организации Нилина были какие-то непонятные мне пробелы, - например, он никак не мог научиться определять по наручным часам время. При этом воздух самого времени Нилин чувствовал слишком обостренно. Это ему помогало как писателю, но и тормозило тоже.

Павел начинал журналистом, умудрившись за десятилетку перебраться из региональных изданий в Москву. Посетил Донбасс, откуда вывез роман «Человек идет в гору». Именно переделка его в сценарий фильма «Большая жизнь» (1939) принесла Нилину первый успех. Фильм, что называется, пошел. Актерские работы Бориса Андреева, Петра Алейникова (ПЬЯНСТВО АЛЕЙНИКОВА), Марка Бернеса, песня «Спят курганы темные…» полюбились зрителю. Нилин стал лауреатом Сталинской премии.

А вот следующий фильм по его сценарию потерпел неудачу. В основе лежал рассказ «Варя Лугина и ее первый муж», написанный Нилиным в 1936 году. Это вещь о девушке, которая не может простить любимому человеку ревности и, невзирая на беременность, уходит от него. Достоинства здесь в сказовой стилистике, недостатки в характерах, что вызывают вопросы. Мужа Вари Лугиной Добрякова, - активиста, комсомольца, прекрасного рабочего Нилин все равно держит на подозрении, как не нашего парня и вспоминаешь, что в «Большой жизни» враги также прекрасно конспирировались под своих.

Если рассказ имел безнадежный для пары финал, - Добряков оставлял Лугину с дочкой и женился на другой, то в экранизации Пырьева «Любимая девушка» молодые, хранимые коллективом, сходились вновь. Даже светлый финал не помог. Зритель фильм не принял, а критика разругала.

После первого успеха у Нилина начались психологические проблемы. Перепахавший журналистику вдоль и поперек он запрезирал легкое умение писать из жизни, декларируя, что литература без вымысла мертва. Но была еще одна загвоздка, - писать из жизни Нилин попытался, да получил жесткий отлуп. 

Вторая серия «Большой жизни» (1946) обещала создателям успех первой: те же актеры, апробированные герои, хорошие песни. Но Нилин и режиссер Леонид Луков не учли момента. Они показали разрушенный после войны Донбасс и реалистически выписали, что не все служившие немцам, - стопроцентные враги. Картина, резко не понравившись Сталину, легла на полку. Ожидающий от вождя еще одной премии Нилин, не получил денег даже за сценарий. В дом пришла бедность. 

Позже, рассказывая сыну о тех временах, Нилин признался: «Я подумал, ну, посадят, что буду делать — брошу курить».

Его не посадили, но он бросил писать.

Луков пытался подбить Нилина на реабилитацию, сделав новый сценарий о шахтерах. Писатель отказался. Его поход в театральную драматургию не увенчался успехом, как и попытка написать большой роман.

Творческая пауза Нилина тянулась до 1955 года, когда он, вспомнив юную службу в уголовном розыске, сочинил повести «Испытательный срок» и «Жестокость». Особенно пришлась ко времени «Жестокость», - о разочаровании романтичных революционеров-комсомольцев при столкновении с карьеризмом. Застрелившийся главный герой Венька Малышев настолько напоминал просвещенным читателям Александра Фадеева (чей выстрел в себя совпал с публикацией повести), что Нилину приходилось доказывать, — Фадеева он в виду не имел.

Повести ждал международный успех. «Испытательный срок» и «Жестокость» перевели на всевозможные языки, экранизировали. Нилин мгновенно поднялся в союзписательском табеле о рангах: пострадавший от Сталина; ратует за очистку революционных ценностей. Журналы ждали от него новых вещей.

А Нилин опять замолчал. 

Он категорически не хотел писать о личном, отчего вся внутренняя работа, - заметки, дневники, - шла насмарку, оседая в ящике стола. 

По мнению Константина Ваншенкина, писатель боялся провала, поскольку шел к признанию слишком долго.

Я же думаю, что основные достоинства Нилина лежали не в прозаической, а драматургической плоскости. По воспоминаниям современников, он был великолепным рассказчиком и лучшие его вещи славны как раз коротким, быстрым сюжетом, решенным в сказовой манере. 

Последний успех настиг Нилина, когда у него появился в кино свой режиссер-ровесник Иосиф Хейфиц. В 1975 вышла «Единственная…» (экранизация рассказа «Дурь») с участием Валерия Золотухина, Владимира Высоцкого и Елены Прокловой. В 1979 мелодрама «Впервые замужем» с Евгенией Глушенко, Николаем Волковым-старшим, Игорем Старыгиным.

Эти фильмы до сих пор идут по телевизору, ибо Нилин на склоне лет нашел свою фишку, - рассказ о личной жизни обычных людей с мельчайшими бытовыми подробностями. Он избавился от необходимости носить писательское лицо и с удовольствием перевоплотился в тридцатилетнего работягу, потерявшего семью и мать-одиночку, любовь нашедшую. 

Жаль, что случилось это слишком поздно.

Но хорошо, что случилось.

Источник ➝

Алексей Киселев и Маруся Фомина: первая фотосессия с дочкой Анной и интервью об их творческой семье

Продюсер Алексей Киселев и актриса Маруся Фомина впервые снялись вместе с дочкой Анной для обложки журнала и рассказали о том, как им удается заниматься семьей без отрыва от кинопроизводства.

"Главной на площадке в любом случае будет Анна: если что-то пойдет не так, как ей хочется, может включиться иерихонская труба", - говорит перед съемкой HELLO! Маруся Фомина. В их с Алексеем Киселевым семье роли распределены очень четко: она - играет в театре, снимается ("Содержанки", "БИХЭППИ") и режиссирует (короткометражки "Похмелье", "Прощание"), а он - продюсирует всё и вся, начиная от громких светских событий в его же заведениях и заканчивая масштабными сериалами.

Какая же роль на площадке окажется ближе их дочери Анне, на первой в ее жизни журнальной съемке выяснить не удалось: малышка спокойно влилась в процесс, словно этот процесс был срежиссирован ею, при этом не боялась камеры и по-актерски позировала. Как с появлением этой девочки изменился сценарий их собственной жизни, Маруся и Алексей поделились в интервью.Для Алексея Анна стала вторым ребенком - от первого брака он воспитывает сына Георгия, который вырос в Лондоне, затем жил в Москве и сейчас учится в Мадриде

Алексей, выражение "Go hard or go home" в московской тусовке ассоциируется именно с тобой. После появления в жизни дочери призыв "Go home" превалирует?

Безусловно, распорядок поменялся: бессонные ночи теперь связаны не столько с походами в бар, сколько с тем фактом, что дома - маленький ребенок, который существует в своем ритме, просыпается в 7 утра. Мы стараемся проводить с Анной максимум времени, при этом работать тоже по максимуму - и у меня, и у Маруси очень напряженные графики.

То есть Киса уже не тот?

Я прежний - все так же люблю веселиться, этого не отнять, просто научился расставлять приоритеты. У нас с Сережей Бондарчуком есть свой бар - Kisa Bar, и если сразу после его открытия мы проводили там все выходные, то теперь делаем паузы в веселье, но все так же следим за всем происходящим там, контролируем процесс. Конечно, мою жизнь нельзя назвать стандартной - я не прихожу домой с работы в 7 вечера, не ложусь на диван и не засыпаю в 10. Но если и ложусь, то чтобы посмотреть сериалы, - это раньше я смотрел их просто ради удовольствия, теперь-то по работе. (Смеется.) Могу называть это профессиональным ресерчем.

Для Маруси Анна - первый ребенок, для тебя - второй. Каково это - воспитывать 19-летнего сына и полуторагодовалую дочь? Это же совсем разные вселенные.

Георгий родился, когда мне было 17 лет. Тогда у меня была сумасшедшая жизнь в Лондоне, учеба в Central Saint Martins, запуск бренда одежды KISA London, знакомство и работа с Александром Маккуином, Эдвардом Эннинфулом и Карин Ройтфельд. Сын рос в полнейшем рок-н-ролле, но всегда был очень воспитанным, умным. Сейчас он учится в Мадриде, и преподаватели каждый месяц присылают отчет о его успехах - недавно, например, он получил на экзамене по математике сто баллов из ста. Причем сам я от математики далек… Сын и дочь, конечно же, разные вселенные. Перед Анной я испытываю особый трепет, хочется постоянно ее оберегать, защищать."Не приемлю "внедрения" чужих людей в личную жизнь и болтовни о том, чем я кормлю своего ребенка и во что одеваю" /Маруся Фомина/

А ведь когда-нибудь за ней начнут ухлестывать поклонники.

Думаю, мы с друзьями будем вдесятером провожать ее на первое свидание, одну ее я не отпущу. (Смеется.)

Создается впечатление, что мама в этом плане будет более лояльна. Маруся, ты, как настоящая modern mom, вернулась к работе сразу после родов. Не хотелось отдохнуть, посидеть дома с ребенком?

Нет, не хотелось - после родов мне хотелось только виски. И приехав из роддома домой, выпила, и мне полегчало. Последние полтора месяца беременности было сложно куда-то выходить, я не могла летать, нормально заниматься спортом. Посещала бассейн, чтобы как-то взбодриться. Просто сидеть дома - не моя история, поэтому время ничегонеделания в период беременности буквально сводило меня с ума.  Через неделю после возвращения из роддома меня вызвали на примерку и репетицию - я начала сниматься в сериале "БИХЭППИ". Помню, впервые оставила ребенка и одна вышла из дома - в новых кроссовках Balenciaga, подаренных подругой, навстречу новому проекту, в новом теле… Очень приятное ощущение.

Каково было сниматься в сериале "Содержанки", уже будучи беременной?

Нормально. Меня ничего не смущало, я чувствовала себя хорошо. Полностью доверяла команде.

Только я три дня подряд был на премьерных показах и смотрел на постельные сцены Маруси и Саши Кузнецова. Он даже подошел ко мне в третий день, похлопал по плечу виновато. Бедный Саша, досталось ему эмоций. (Смеется.)

Меня раздражало только одно - некоторые люди на площадке и не только, которые говорили: "Живот же видно!", "Куда ты, сиди дома!", "Аккуратно, не ходи здесь!", "А ты колготки-то купила компрессионные?" Не трогали меня только мудрые подруги, у которых нет детей. Или, например, Соня Эрнст, которая на тот момент сама перенесла на ногах две беременности, не прекратив сниматься. Я категорически не приемлю "внедрения" чужих людей в личную жизнь, не люблю болтовню о том, чем я кормлю ребенка, во сколько спать укладываю, во что одеваю. Я очень закрытый в этом смысле человек."Анна с самого рождения умеет посылать всех на фиг одним только взглядом" /Маруся Фомина/Выпускница ГИТИСа и Высших курсов сценаристов и режиссеров Маруся Фомина не ставит перед собой задачу выбрать только один путь: она снимается в кино, играет в театре, пишет сценарии и режиссирует фильмы. Один из них - "Прощание"-— в этом году был представлен на платформе START

Зато в творческом плане - смелый. Алексей, тебя такая смелость жены не пугает? 

Наоборот, восхищает. Тем более Маруся очень избирательна в плане ролей. Иногда мне кажется, что можно было бы в этом проекте и сняться, а она отказывается. И этот отказ очень аргументированно мне объясняет. Это касается и театра: в 26 лет играть два знаковых спектакля в МХТ - "Три сестры" и "Северный ветер", спектакль "#сонетышекспира" в Театре Наций… На мой взгляд, это очень круто.

Ты посещаешь спектакли Маруси?

Я на все хожу! Билеты для меня уже оставляют на другие фамилии, скоро ­пускать перестанут, каждый раз женщина в окошке администрации говорит: "Опять вы?" Думают, наверное, что я сумасшедший. (Смеется.) Даже представить не могу, чтобы Маруся сказала: "Все, я бросаю театр, сижу дома с ребенком".

Я на первом же нашем свидании - в "Маяке" - зарекомендовала себя как веселая девчонка, которая явно не намерена сидеть дома. Я сторонница философии "Пока ты жив, надо двигаться".

Вы во многом похожи, но в чем-то совершенно разные: Алексей  более компанейский, Маруся - более избирательна в общении.

О, да! Я готов со всеми общаться. (Смеется.) И все время спрашиваю Марусю, почему она игнорирует того или иного человека.

Это стабильная ситуация, мне вообще мало кто нравится. Тем более, когда ко мне подлетают со словами: "Привет! А мы с Кисой 20 лет знакомы! Ой, я про него столько знаю! Ну, конечно, сейчас он другой, с тобой он изменился". Для чего, спрашивается, мне вся эта информация? (Смеется.) С каждым годом мне все меньше и меньше хочется расходовать свою энергию впустую, на пустых для меня людей."Мы похожи, но в то же время разные: я очень компанейский, а Маруся крайне избирательна в общении" /Алексей Киселев/"Если дочь заявит, что собирается в актрисы - а с такой мимикой у нее есть все шансы, - мы не будем против и поддержим ее" /Алексей Киселев/

Кто входит в круг твоих близких друзей?

Актриса Аня Чиповская - моя подруга и крестная мать Анны, продюсер Иван Грантовский, с которым мы дружим уже лет 15. Это если о самых близких говорить.

Анна и Аня Чиповская часто видятся?

Да, конечно - мы можем сходить куда-то вместе, погулять. Не люблю водить ребенка по ресторанам, как делают многие родители, поэтому жду момента, когда Анна подрастет и сможет полноценно участвовать в наших с ее крестной мамой активностях - на премьеру с нами сходит, в магазин, на танцы.

Каким ребенком Анна растет?

Конечно же, каждый родитель скажет: "Ой, он у меня такой умный! Такой сообразительный!" Но Анна правда очень многое умеет для своих полутора лет.

Взгляд у нее очень осо­знанный - просто убивает наповал!

Она с самого рождения умеет посылать всех на фиг одним взглядом. (Смеется.) Часто напоминает нам депутата, который недоволен проделанной работой своих подчиненных. Есть дети миленькие, беспечные, а у Анны все серьезно. Еще она очень общительная (в Лешу): когда видит других малышей в baby-клубе, сходит с ума от восторга - душа компании.

Долго выбирали имя?

Я хотела другое, но Резо (крестный отец Анны - режиссер Резо Гигинеишвили. - Ред.) однажды предложил: "А давайте назовем ее Анна - в честь Лешиной бабушки". Леше идея понравилась, и я смирилась. 

Теперь она реально Анна, серьезная Анна Алек­сеевна."У нас серьезная дочь, не любит улыбаться", - шутили во время съемки Алексей и Маруся. Чтобы порадовать Анну, ассистент фотографа принес теннисные шарики и начал ими жонглировать, завладев вниманием девочки

Даже не спрашиваю, поддержите ли вы дочь, если со временем она выберет творческую профессию, - уверена, что да. Но если Анну захотят снять в фильме, когда она еще будет ребенком и не сможет сказать, хочет этого или нет?

Если Анна заявит, что собирается в актрисы - а с такой мимикой у нее есть все шансы, - мы точно не будем против. Даже наоборот, всеми руками "за". Главное, чтобы ей действительно этого хотелось, ведь заставлять ребенка заниматься творчеством, в то время как она мечтает стать физиком-теоретиком, абсолютно неправильно.

Мне не очень нравится идея снимать ребенка в кино в детском возрасте. Но многое зависит от проекта. В любом случае по Анне очень хорошо видно, комфортно ей где-то или нет, - если ее приведут на площадку, а ей там не понравится, все, держитесь. Конечно же, лучше дождаться того возраста, когда она сама сможет выбирать. Это очень ценно, могу сказать по себе, ведь мои родители всегда прислушивались к моим желаниям.

Мои родители тоже позволяли мне проживать именно свою жизнь, не бояться совершать ошибки, которых было очень много, и учиться на них.

Ты общаешься со своим отцом, журналистом Евгением Киселевым?

Да, конечно. Он живет и работает на Украине, поэтому с Анной еще не виделся: она пока никуда не летает.

Расскажите о своих рабочих проектах.

Жду выхода сериала "Заступники" Владимира Котта - должен выйти на Первом канале, мне очень нравится моя роль. Скоро премьера сериала "257 причин, чтобы жить" - на платформе START, где уже был представлен мой короткометражный фильм "Прощание". Должен выйти полный метр Ксюши Зуевой "Вмешательство", где я снялась с Аней Чиповской, и сериал Константина Богомолова "Хороший человек" - там у меня нетипичная, скажем так, роль. Еще планирую начать писать сценарий для нового фильма - на эту тему пока не хочу сильно распространяться.

Она даже хочет отнять телефоны у команды на площадке, чтобы никто ничего не рассекретил. (Улыбается.) Если о моих проектах говорить, Kisa Bar я уже отметил - он работает, и работает великолепно, поэтому мы с Сережей Бондарчуком решили не останавливаться на достигнутом и планируем открыть вместе еще одно заведение. На этот раз - ресторан, в центре Москвы, на Грузинском Валу, в историческом здании. Долго делали ремонт, очень кропотливо продумывали концепцию, надеюсь, что до конца года мы его запустим. Название есть - "Стравинский", в честь великого композитора."Я сторонница философии «Пока ты жив, надо двигаться" /Маруся Фомина/

Вы с Сергеем и в кино­производстве сотрудничаете?

Мы запустили свою продакшен-компанию "Студия Видеопрокат", у нас в производстве уже девять проектов. А начиналось все опять же с Kisa Bar: открыв его, мы с Сережей поняли, насколько нам комфортно вместе работать. Когда я уже ушел из компании "Небо" и начал заниматься своими съемками, рекламой, мы создали агентство Kisa Communications - с Сережей Бондарчуком и Ксенией Ермоленко: сейчас представляем как R- и коммерческие агенты Аню Чиповскую, Марусю Фомину, Егора Корешкова, Ингеборгу Дапкунайте, Карин Ройтфельд, ее интересы в России, делаем различные проекты для брендов, изданий. Но мне также хотелось снимать кино. Я позвал Сережу в ресторан, рассказал ему свою идею относительно одного сериала. Ему понравилось, и мы как два дебютанта пошли за авторитетным мнением к серьезному режиссеру - к его отцу Федору Сергеевичу. Он нас выслушал и говорит: "Ребята, а чего вы вообще здесь делаете? Конечно, идите, снимайте!" И мы начали снимать.

Над чем сейчас работает студия?

Один из проектов - сериал "Псих", главную роль в котором играет Константин Богомолов. Причем Костя прочитал сценарий и почти сразу согласился на роль, лишь позже узнал, что его автор - талантливая дебютантка Паулина Андреева. В этом проекте у нас еще один дебют - режиссером выступает Федор Бондарчук, который раньше никогда не снимал сериалы. Наша команда, в которую также входят Анастасия Корецкая и Настасья Гомиашвили, заручилась поддержкой Национальной Медиа Группы и ее онлайн-сервиса more.tv: сериал "Псих", например, будет представлен в его линейке more originals. Помимо Кости в нем участвуют Олег Меньшиков, Ксения Раппопорт, Елена Лядова и многие другие. 
Еще один проект нашей студии - сериал о порноиндустрии Happy End. Его снял режиссер Роман Прыгунов по сценарию Владимира Васильева, Михаила Зубко и Александра Цыпкина, который также выступил сопродюсером проекта. В ролях - Паша Табаков, Саша Ребенок, Стася Милославская. Также планируем к выпуску сериал про русский балет, главных героинь в котором сыграют Ингеборга Дапкунайте (она впервые выступит еще и сопродюсером) и Маруся Фомина, проект про Децла, сериал "Выбор" - новый формат с 10-минутными сериями… Сказать, что мы в творческом плане счастливы, - ничего не сказать: работаем на износ, но готовы работать еще и еще, чтобы через пару лет, добившись признания, с чистой совестью сказать многим скептикам: fuck you! Как видите, пусть я и стал серьезнее, все равно остался собой. (Смеется.)  

Стиль: Мария Колосова, Продюсер: Ольга Закатова, Макияж: Кирилл Шабалин/YSL, Людмила Ганчерюк/YSL, Прически: Николай Риш/Birdie Москва, Катя Беренштейн, Ассистенты фотографа: Александр Филимонов-Волков, Алексей Салтыков, Игорь Никитин, Ассистенты стилиста: Алина Салимова, Ольга Гольд, Рамиля Ахметова, Ассистент продюсера: Виктория Захарочкина
Благодарим центр дизайна Artplay и склад итальянских тканей и фурнитуры Tessutidea за помощь в организации съемки

 

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх