Последние комментарии

  • Dmitry Bogdanov20 сентября, 23:56
    Ой, а как дышали-то, как дышали: "Слухи о нашем разводе - выдумка журналистов жёлтой прессы", "Нас начали разводить у...«Когда же он уже меня оставит» Татьяна Буланова страдает из-за бывшего мужа
  • Nikolay Slipchenko20 сентября, 12:02
    Что нет никакой специальности у сына?«Когда же он уже меня оставит» Татьяна Буланова страдает из-за бывшего мужа
  • Елена Бескровная20 сентября, 6:46
    Если на это нет веских оснований (так должна звучать фраза)ОБИДА НА ГЕНИАЛЬНОГО ПАПУ

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

10 сентября ушел из жизни Далтон Трамбо (1905-1976), голливудский сценарист, до сих пор являющийся фетишем культурной Америки, о чем свидетельствует успех фильма «Трамбо» с Брайном Крэнстоном в главной роли.

Понятно, почему Трамбо до сих пор превозносят. Это пример одиночки, пробившего брешь в системе.

Для нации исповедующей философию индивидуализма подобный пример показателен.

И все-таки, что сделал Трамбо на ниве кино и литературы?

Рассмотрим его карьеру в рамках любимого мной «Золотого века» Голливуда.

Говорить о карьере сценаристов «Золотого века» Голливуда трудно, ибо в тамошнем производстве автор ценился, как винтик огромного механизма. Сценарий переделывался десятки раз; к его шлифовке прилагали мозги, кому велит продюсер; в шапку фильма попадали сценаристы, доводящие до ума последний, сорок второй вариант, или близкие к руководству деятели. Таким образом, реальный вклад конкретного сценариста в тот или иной фильм зачастую невычисляем. Голливудский сценарий – это коллективная работа, 9 из 10 участников которой оставались в тени.

Потому разрешите, рассказывая о работах Трамбо не выяснять, насколько весом его творческий вклад. И упомяну я лишь фильмы лично просмотренные.

Трамбо начинал как обычный сценарист на подхвате, правда, в одной из самых крутых студий, - «МГМ». Ее хозяин Луис Майер культивировал юность, полагая, что американский гражданин начинается с правильного воспитания. Любимым детищем Майера были хулиганистый, живой, с правильными установками подросток Микки Руни и чуть неземная, с великолепным вокалом девочка Джуди Гарленд. Фильмами с участием этих любимцев «Чистокровки не плачут» (1937) и «Пойте все» (1938) Трамбо начал карьеру. 

Это было типично подростковое кино, рассказывающее, как дети, ставящие перед собой трудные задачи, уделывают взрослых, выигрывая скачки или выходя на сцену.

В 1939 Трамбо повысил свои ставки, сочинив роман «Джонни взял ружье». Книга о солдате Первой Мировой, который, став искалеченным куском мяса, лежа в неподвижности, переосмысливает свою жизнь, потрясала модерновыми флэшбеками, антивоенным пафосом и лирикой. Трамбо вручили за нее Национальную литературную премию. В 1971 Далтон дебютирует в режиссуре, экранизировав «Джонни взял ружье». 

Пока же писатель выдал на рынок еще более бестселлерный роман. В дальнейшем  и он, и его товарищи по компартии предпочтут его забыть. «Замечательный Эндрю» повествовал, как дух президента Эндрю Джексона помог муниципальному казначею привлечь к ответственности коррупционеров. Пацифизм Трамбо в данной нетленке зашкалил так, что он договорился о невступлении США в войну. Ведь Штатам объективно ничего не угрожает, а британцы с германцами пускай жрут друг друга. Когда японцы прилетели на Перл-Харбор, Трамбо наложил запрет на продажи и переиздание «Замечательного Эндрю» и «Джонни взял винтовку» до победы. 

Перековавшись, Трамбо начал утверждать идею: если уж начали воевать, будем делать это хорошо. 

В 1943 вышел фильм «Парень по имени Джо». Картина Виктора Флеминга с участием Спенсера Трейси и Вана Джонсона получила номинацию на «Оскар» за лучший сюжет. Сюжет, действительно, того стоил. 

Небесная канцелярия отправляет призрак погибшего летчика обучать полетам новобранцев. Неожиданно новобранец, которому покровительствует призрак - ас, влюбляется в его невесту. Призрака начинает душить ревность. 

В 1989 ремейк этой картины «Всегда» сделал Стивен Спилберг. Оригинал же на нынешний день кажется слишком приподнятым и пафосным.

"ПАРЕНЬ ПО ИМЕНИ ДЖО" - ПРИЗРАК И ЕГО УЧЕНИК
"ПАРЕНЬ ПО ИМЕНИ ДЖО" - ПРИЗРАК И ЕГО УЧЕНИК

В 1944 увидели экран «Тридцать секунд над Токио» Мервина ле Роя с участием опять же Спенсера Трейси и Вана Джонсона. Картина рассказывала об ответном ударе американских ВВС спустя четыре месяца после налета на Перл-Харбор. Драма протяженностью без малого два с половиной часа была сделана в документальной стилистике и нынче смотрится не без скуки.

После войны Трамбо отдал дань самому популярному жанру тех разочарованных лет нуару. 

В 1950 Джозеф Х. Льюис представил «Без ума от оружия», вариант истории Бонни и Клайда, где женщина берет в оборот парня и толкает его на дорогу грабежей и убийств. Хотя двух изгоев даже жаль, сентиментальностью в ленте не пахнет, а с натурализмом, пожалуй, перегнули.

ПЕГГИ КАММИНГС И ДЖОН ДОЛЛ В "БЕЗ УМА ОТ ОРУЖИЯ"
ПЕГГИ КАММИНГС И ДЖОН ДОЛЛ В "БЕЗ УМА ОТ ОРУЖИЯ"

В 1951 появилась одна из лучших картин Трамбо. То Джозеф Лоузи выпустил «Вора» с участием инфернального Вана Хефлина.

Это история блестяще спланированного преступления, где все пошло не так. Полицейский кладет глаз на женщину, убивает по страсти к ней и завещанию  мужа возлюбленной, затягивая удавку на своей шее. Блестящий пример классной истории с финалом в мертвом городе, а также приговор всем бездарям, желающим повысить свой социальный статус. Герой – неудавшийся спортсмен, героиня – несостоявшаяся актриса. Внутреннее недовольство низводит мещан с претензиями на пьедестал в Аид. 

ЭВЕЛИН КЕЙС И ВАН ХЕФЛИН В "ВОРЕ"
ЭВЕЛИН КЕЙС И ВАН ХЕФЛИН В "ВОРЕ"

В «Без ума от оружия» Трамбо вынужденно работал под псевдонимом Миллард Кауфман, а «Вор» вышел, когда он уже отбывал срок.

После войны, в 1947, Трамбо, как члена Коммунистической партии притянули в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Там было много подводных камней, а не только политика. Существовала обыкновенная зависть к человеку, исповедующему демократичные принципы, полеживая на лужайке у собственной виллы. Перед Трамбо встала дилемма: отвечать на вопросы Комиссии, либо не отвечать. 

Скажем, простой вопрос: «Являетесь ли вы членом коммунистической партии?» Ответ: «Нет!» влечет за собой свидетелей, которые уличают ответчика в даче ложных показаний. Ответ: «Да!», дает право комиссии продолжать расследование. Уход от ответа рассматривается как неуважение к комиссии и карается годом заключения. Трамбо решил не отвечать и в 1950 его посадили на 11 месяцев.

Трамбо попал в «черный список», ему просто не давали работу.

Историю его борьбы с системой я рассказывать не буду, в фильме «Трамбо» Джея Роуча она исследована подробно.

Просто суммируем, - Трамбо вывернулся потому, что а) был профи; б) имел много друзей; в) благодаря непрозрачности сценарной работы в Голливуде, о которой мы говорили в начале. 

Трамбо просто перешел на положение «негра», писал за других, плюнув на имя в «шапке». И в 1954 дописался до «Оскара» за всемирно известную комедию «Римские каникулы». Награду получил его друг Ян Мак-Леллан Хантер, но позже справедливость была восстановлена. 

ОДРИ ХЕПБЕРН И ГРЕГОРИ ПЕК В "РИМСКИХ КАНИКУЛАХ"
ОДРИ ХЕПБЕРН И ГРЕГОРИ ПЕК В "РИМСКИХ КАНИКУЛАХ"

В 1957 Трамбо повторил, получив «Оскар» под псевдонимом Роберт Рич за сценарий фильма «Отважный» о дружбе мексиканского мальчика и быка.

Ну а дальше Кирк Дуглас добился, чтобы фамилия Трамбо стояла в титрах фильма «Спартак» и сценарист легально вернулся в индустрию.


Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх