ЗА ЧТО БУНИН НЕНАВИДЕЛ ЕСЕНИНА

8 ноября скончался Иван Бунин (1870-1953), один из великих писателей земли Русской.

Это сейчас. А при жизни Бунину все время приходилось доказывать, что он входит в первый ряд литераторов. 

Любовь читателя к Бунину была тихой, без нервной экспрессии завалить цветами. Для Бунина оказалась недосягаемой прижизненная слава Горького, Леонида Андреева, Куприна, это бы ладно, но даже Арцыбашева приветствовали шумнее, о Вербицкой говорили больше. Представляете момент, когда Бунин согласился выступить вместо заболевшего звездной болезнью писателя Юшкевича, а публика устремилась из зала сдавать билеты.

А ведь было. 

Бунин не вписывался в ситуацию Серебряного века, когда литература смыкалась с эстрадой и в раскрутке писателей все чаще звучали слова: «Скандал», «Запрещено цензурой-дурой», «Принимаю поклонниц по будням с 2-х до 5-ти». Молча улыбаться несправедливой, как он чувствовал, славе, Бунин не собирался, выбрав тактику нападения. Один из последних писателей, чей талант успели признать гиганты Лев Толстой и Чехов, объявил себя хранителем нравов классической литературы, костеря успешных модернистов огулом. 

По верному замечанию Корнея Чуковского, Бунин ощущал себя единственным праведником, очутившимся среди преуспевающих грешников. 

Особенно уязвимым был Иван Александрович в плане поэзии. Книги рассказов расходились, а получивший Пушкинскую премию сборник стихов «Листопад» валялся нераспроданным на фоне разлетающихся тиражей Бальмонта, Блока, Брюсова. 

С годами желчь Бунина прогрессировала, а уж когда писатель оказался в эмиграции во враги попала масса литераторов, принявших революцию. Бунин исходил злобой на Блока за «Двенадцать», на Брюсова за сотрудничество с властями, на Бабеля и Пильняка, Маяковского и Есенина.

Вот на неприятии Буниным Есенина остановимся подробней.

Если встреч с Ахматовой Есенин добивался (ЗА ЧТО АХМАТОВА НЕ ЛЮБИЛА ЕСЕНИНА), то встреч с Буниным не искал. Правильная, холодная, академическая, лишенная шока и трепета «деревенская» поэзия Бунина не интересовала рязанского Леля решительно. Насмотревшись в Суриковском кружке на замшелых певцов родной земли, он сделал решительную ставку на модерн.

Бунин тоже долго не замечал Есенина. Создается впечатление, что он зафиксировался на Сергее Александровиче только после заграничного вояжа последнего, ошалев от газетных публикаций не о поэзии самородка, а о трактирном поведении его. 

Ярче всего претензии коллеги к Есенину сформулированы в стихотворении Дона Аминадо, которое Бунин процитировал в статье «Самородки». 

Осточертели эти самые самородки

От сохи, от земли, от земледелия,

Довольно этой косоворотки и водки

И стихов с похмелия!

В сущности, не так уж много

Требуется, чтобы стать поэтами:

— Запустить в Господа Бога

Тяжелыми предметами.

Расшвырять, сообразно со вкусами,

Письменные принадлежности,

Тряхнуть кудрями русыми,

И зарыдать от нежности.

Не оттого, говорит, я хулиганю,

Что я оболтус огромный,

А оттого, говорит, я хулиганю,

Что я такой черноземный.

У меня, говорит, в одном нерве

И сказуемые, и подлежащие,

А вы, говорит, все — черви

Самые настоящие!

Но все это позже, а пока Бунин недобро упомянет Есенина в рассказе «Несрочная весна» (1923), где герой, столкнувшись со старыми стихами:

Успокой мятежный дух

  И в страстях не сгорай,

  Не тревожь меня, пастух,

  Во свирель не играй…

- «долго стоял очарованный: какой ритм и какая прелесть, грация, танцующий перелив чувств! Теперь, когда от славы и чести Державы Российской остались только «пупки», пишут иначе: «Солнце, как лужа кобыльей мочи...».

Здесь явный отсыл к строке Есенина из поэмы «Кобыльи корабли»: «Даже солнце мерзнет, как лужа, которую напрудил мерин».

Осенью 1925 года, к годовщине смерти Алексея Константиновича Толстого, Бунин написал статью «Инония и Китеж», где всячески превознося Толстого, лягал Есенина. Прицепившись к строчкам: «Проклинаю дыхание Китежа, обещаю вам Инонию…» Бунин доказывал, что мессианство Есенина смехотворно. 

«Я обещаю вам Инонию!» — Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет, и поди-ка ты лучше проспись и не дыши на меня своей миссианской самогонкой! А главное, все-то ты врешь, холоп, в угоду своему новому барину!»

ЕСЕНИН С ДУНКАН ЗА ГРАНИЦЕЙ
ЕСЕНИН С ДУНКАН ЗА ГРАНИЦЕЙ

Окончательно Бунин возненавидел поэта, когда бедолага страшно закончил свой путь, и, как позже напишет Георгий Иванов, «…с посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. …все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить».

Обстоятельство, что Есенин на его глазах прописывается в бессмертном пантеоне, взбесило Бунина. В статье «Самородки» он заорал, призывая всех опомниться:

«Вот в Москве было нанесено тягчайшее оскорбление памяти Пушкина (— вокруг его памятника обнесли тело Есенина, — то есть оскорбление всей русской культуре). А как отнеслась к этому русская эмиграция? Отнеслась как к делу должному, оскорбления никакого не усмотрела. Большинство пошло даже гораздо дальше: стало лить горчайшие слезы по «безвременно погибшей белой березке», в каковую превратило оно Есенина, произведя этого маляра (правда, от природы весьма способного) чуть не в великого художника…»

Памятуя, что Есенин теперь в глазах эмигрантов становится, помимо всего прочего, жертвой Советской власти, Бунин пытается его от Советов отделить, мол, «сам дурак».

«Большевистской власти, конечно, было очень приятно, что Есенин был такой хам и хулиган, каких даже на Руси мало, что «наш национальный поэт» был друг-приятель и собутыльник чекистов. …Но что ж с того, что большевикам все это было приятно? Тем хуже для Есенина. Он талант, трагическая натура, и посему ему все прощается? Но талант у него был вовсе не такой, чтобы ему все прощать, а «трагедия» его стара, как кабаки и полицейские участки. Ведь и до Есенина … пели: «Я мою хорошую в морду калошею», и во веки веков процветала на Руси белая горячка, в припадках которой и вешаются, и режутся. И думаю, что всё это отлично знают все проливающие слезы над «погибшей белой березой».

В статье достается многим самородкам, - и Николаю Успенскому, и Левитову. Дворянин Бунин был категорически против бегства от сохи в литературу. И размер дарования здесь значения не имеет. По мысли Бунина, - человек талантливый, но к культуре неготовый, будет раздавлен свалившимся успехом, последующими неудачами, нежеланием возвращаться к работе физической, отсутствием сил играть роль ему отведенную, а, главное, неудовлетворенным самомнением.

Надо признать, - в отношении Есенина данный механизм так и сработал (пусть и не столь прямолинейно, с привлечением множества других факторов).

Даже через десятилетия после смерти Есенина Бунин не мог успокоиться. Как прикажете быть спокойным, если имя ненавистного самородка никак не поглотит Лета? В «Автобиографических заметках» Бунин попытался проехаться и по стихам.

«Синий май. Заревая теплынь,

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь,

Спит черемуха в белой накидке…

Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?

Здесь Бунин прокололся, слишком много поведав о себе. В неправильности Есенина бьет музыка ушедших усадеб, а в ботанически безошибочных стихах Бунина музыки часто нет. У Есенина черемуха, у его оппонента гербарий. 

Когда журналист Александров, покоробленный «Автобиографическими заметками», попробовал защитить Есенина, Бунин опубликовал отповедь: «Мы не позволим», где опять нудел: «Память, которую оставил по себе Есенин как человек, далеко не светла». 

И не остановившись на этом, прислал редактору газеты «Новое русское слово», напечатавшую статью Александрова, письмо, где похвалился, что может загнуть, как Есенин:

«Я нынче тоже написал, как именно Есенин возвращается к маме и папе — написал a la Есенин.

Папа бросил плести лапоть,

С мамой выскочил за тын,

А навстречу мамы с папой

Их законный сукин сын!»

Похоже?

По мне так не очень…

Бунина оправдывает лишь общая ситуация при которой почувствовав выгоду в литературу попер страшный люд, с воплями: «Жрать давай!». Насмотревшись на превращение храма в рынок; погуляв с самородками, оказывающимися на поверку не золотыми слитками, а глиняными разводами, Бунин проглядел золото есенинской поэзии, приняв ее за глиняный развод. Так тоже бывает, - зрение мылится. Тем более, Сергей Александрович делал все, чтобы показаться хуже, чем он есть, и даже близкие люди начинали сомневаться, не с упырем ли имеют дело.

Впрочем, об этом мы еще поговорим. 

Источник ➝

Алексей Киселев и Маруся Фомина: первая фотосессия с дочкой Анной и интервью об их творческой семье

Продюсер Алексей Киселев и актриса Маруся Фомина впервые снялись вместе с дочкой Анной для обложки журнала и рассказали о том, как им удается заниматься семьей без отрыва от кинопроизводства.

"Главной на площадке в любом случае будет Анна: если что-то пойдет не так, как ей хочется, может включиться иерихонская труба", - говорит перед съемкой HELLO! Маруся Фомина. В их с Алексеем Киселевым семье роли распределены очень четко: она - играет в театре, снимается ("Содержанки", "БИХЭППИ") и режиссирует (короткометражки "Похмелье", "Прощание"), а он - продюсирует всё и вся, начиная от громких светских событий в его же заведениях и заканчивая масштабными сериалами.

Какая же роль на площадке окажется ближе их дочери Анне, на первой в ее жизни журнальной съемке выяснить не удалось: малышка спокойно влилась в процесс, словно этот процесс был срежиссирован ею, при этом не боялась камеры и по-актерски позировала. Как с появлением этой девочки изменился сценарий их собственной жизни, Маруся и Алексей поделились в интервью.Для Алексея Анна стала вторым ребенком - от первого брака он воспитывает сына Георгия, который вырос в Лондоне, затем жил в Москве и сейчас учится в Мадриде

Алексей, выражение "Go hard or go home" в московской тусовке ассоциируется именно с тобой. После появления в жизни дочери призыв "Go home" превалирует?

Безусловно, распорядок поменялся: бессонные ночи теперь связаны не столько с походами в бар, сколько с тем фактом, что дома - маленький ребенок, который существует в своем ритме, просыпается в 7 утра. Мы стараемся проводить с Анной максимум времени, при этом работать тоже по максимуму - и у меня, и у Маруси очень напряженные графики.

То есть Киса уже не тот?

Я прежний - все так же люблю веселиться, этого не отнять, просто научился расставлять приоритеты. У нас с Сережей Бондарчуком есть свой бар - Kisa Bar, и если сразу после его открытия мы проводили там все выходные, то теперь делаем паузы в веселье, но все так же следим за всем происходящим там, контролируем процесс. Конечно, мою жизнь нельзя назвать стандартной - я не прихожу домой с работы в 7 вечера, не ложусь на диван и не засыпаю в 10. Но если и ложусь, то чтобы посмотреть сериалы, - это раньше я смотрел их просто ради удовольствия, теперь-то по работе. (Смеется.) Могу называть это профессиональным ресерчем.

Для Маруси Анна - первый ребенок, для тебя - второй. Каково это - воспитывать 19-летнего сына и полуторагодовалую дочь? Это же совсем разные вселенные.

Георгий родился, когда мне было 17 лет. Тогда у меня была сумасшедшая жизнь в Лондоне, учеба в Central Saint Martins, запуск бренда одежды KISA London, знакомство и работа с Александром Маккуином, Эдвардом Эннинфулом и Карин Ройтфельд. Сын рос в полнейшем рок-н-ролле, но всегда был очень воспитанным, умным. Сейчас он учится в Мадриде, и преподаватели каждый месяц присылают отчет о его успехах - недавно, например, он получил на экзамене по математике сто баллов из ста. Причем сам я от математики далек… Сын и дочь, конечно же, разные вселенные. Перед Анной я испытываю особый трепет, хочется постоянно ее оберегать, защищать."Не приемлю "внедрения" чужих людей в личную жизнь и болтовни о том, чем я кормлю своего ребенка и во что одеваю" /Маруся Фомина/

А ведь когда-нибудь за ней начнут ухлестывать поклонники.

Думаю, мы с друзьями будем вдесятером провожать ее на первое свидание, одну ее я не отпущу. (Смеется.)

Создается впечатление, что мама в этом плане будет более лояльна. Маруся, ты, как настоящая modern mom, вернулась к работе сразу после родов. Не хотелось отдохнуть, посидеть дома с ребенком?

Нет, не хотелось - после родов мне хотелось только виски. И приехав из роддома домой, выпила, и мне полегчало. Последние полтора месяца беременности было сложно куда-то выходить, я не могла летать, нормально заниматься спортом. Посещала бассейн, чтобы как-то взбодриться. Просто сидеть дома - не моя история, поэтому время ничегонеделания в период беременности буквально сводило меня с ума.  Через неделю после возвращения из роддома меня вызвали на примерку и репетицию - я начала сниматься в сериале "БИХЭППИ". Помню, впервые оставила ребенка и одна вышла из дома - в новых кроссовках Balenciaga, подаренных подругой, навстречу новому проекту, в новом теле… Очень приятное ощущение.

Каково было сниматься в сериале "Содержанки", уже будучи беременной?

Нормально. Меня ничего не смущало, я чувствовала себя хорошо. Полностью доверяла команде.

Только я три дня подряд был на премьерных показах и смотрел на постельные сцены Маруси и Саши Кузнецова. Он даже подошел ко мне в третий день, похлопал по плечу виновато. Бедный Саша, досталось ему эмоций. (Смеется.)

Меня раздражало только одно - некоторые люди на площадке и не только, которые говорили: "Живот же видно!", "Куда ты, сиди дома!", "Аккуратно, не ходи здесь!", "А ты колготки-то купила компрессионные?" Не трогали меня только мудрые подруги, у которых нет детей. Или, например, Соня Эрнст, которая на тот момент сама перенесла на ногах две беременности, не прекратив сниматься. Я категорически не приемлю "внедрения" чужих людей в личную жизнь, не люблю болтовню о том, чем я кормлю ребенка, во сколько спать укладываю, во что одеваю. Я очень закрытый в этом смысле человек."Анна с самого рождения умеет посылать всех на фиг одним только взглядом" /Маруся Фомина/Выпускница ГИТИСа и Высших курсов сценаристов и режиссеров Маруся Фомина не ставит перед собой задачу выбрать только один путь: она снимается в кино, играет в театре, пишет сценарии и режиссирует фильмы. Один из них - "Прощание"-— в этом году был представлен на платформе START

Зато в творческом плане - смелый. Алексей, тебя такая смелость жены не пугает? 

Наоборот, восхищает. Тем более Маруся очень избирательна в плане ролей. Иногда мне кажется, что можно было бы в этом проекте и сняться, а она отказывается. И этот отказ очень аргументированно мне объясняет. Это касается и театра: в 26 лет играть два знаковых спектакля в МХТ - "Три сестры" и "Северный ветер", спектакль "#сонетышекспира" в Театре Наций… На мой взгляд, это очень круто.

Ты посещаешь спектакли Маруси?

Я на все хожу! Билеты для меня уже оставляют на другие фамилии, скоро ­пускать перестанут, каждый раз женщина в окошке администрации говорит: "Опять вы?" Думают, наверное, что я сумасшедший. (Смеется.) Даже представить не могу, чтобы Маруся сказала: "Все, я бросаю театр, сижу дома с ребенком".

Я на первом же нашем свидании - в "Маяке" - зарекомендовала себя как веселая девчонка, которая явно не намерена сидеть дома. Я сторонница философии "Пока ты жив, надо двигаться".

Вы во многом похожи, но в чем-то совершенно разные: Алексей  более компанейский, Маруся - более избирательна в общении.

О, да! Я готов со всеми общаться. (Смеется.) И все время спрашиваю Марусю, почему она игнорирует того или иного человека.

Это стабильная ситуация, мне вообще мало кто нравится. Тем более, когда ко мне подлетают со словами: "Привет! А мы с Кисой 20 лет знакомы! Ой, я про него столько знаю! Ну, конечно, сейчас он другой, с тобой он изменился". Для чего, спрашивается, мне вся эта информация? (Смеется.) С каждым годом мне все меньше и меньше хочется расходовать свою энергию впустую, на пустых для меня людей."Мы похожи, но в то же время разные: я очень компанейский, а Маруся крайне избирательна в общении" /Алексей Киселев/"Если дочь заявит, что собирается в актрисы - а с такой мимикой у нее есть все шансы, - мы не будем против и поддержим ее" /Алексей Киселев/

Кто входит в круг твоих близких друзей?

Актриса Аня Чиповская - моя подруга и крестная мать Анны, продюсер Иван Грантовский, с которым мы дружим уже лет 15. Это если о самых близких говорить.

Анна и Аня Чиповская часто видятся?

Да, конечно - мы можем сходить куда-то вместе, погулять. Не люблю водить ребенка по ресторанам, как делают многие родители, поэтому жду момента, когда Анна подрастет и сможет полноценно участвовать в наших с ее крестной мамой активностях - на премьеру с нами сходит, в магазин, на танцы.

Каким ребенком Анна растет?

Конечно же, каждый родитель скажет: "Ой, он у меня такой умный! Такой сообразительный!" Но Анна правда очень многое умеет для своих полутора лет.

Взгляд у нее очень осо­знанный - просто убивает наповал!

Она с самого рождения умеет посылать всех на фиг одним взглядом. (Смеется.) Часто напоминает нам депутата, который недоволен проделанной работой своих подчиненных. Есть дети миленькие, беспечные, а у Анны все серьезно. Еще она очень общительная (в Лешу): когда видит других малышей в baby-клубе, сходит с ума от восторга - душа компании.

Долго выбирали имя?

Я хотела другое, но Резо (крестный отец Анны - режиссер Резо Гигинеишвили. - Ред.) однажды предложил: "А давайте назовем ее Анна - в честь Лешиной бабушки". Леше идея понравилась, и я смирилась. 

Теперь она реально Анна, серьезная Анна Алек­сеевна."У нас серьезная дочь, не любит улыбаться", - шутили во время съемки Алексей и Маруся. Чтобы порадовать Анну, ассистент фотографа принес теннисные шарики и начал ими жонглировать, завладев вниманием девочки

Даже не спрашиваю, поддержите ли вы дочь, если со временем она выберет творческую профессию, - уверена, что да. Но если Анну захотят снять в фильме, когда она еще будет ребенком и не сможет сказать, хочет этого или нет?

Если Анна заявит, что собирается в актрисы - а с такой мимикой у нее есть все шансы, - мы точно не будем против. Даже наоборот, всеми руками "за". Главное, чтобы ей действительно этого хотелось, ведь заставлять ребенка заниматься творчеством, в то время как она мечтает стать физиком-теоретиком, абсолютно неправильно.

Мне не очень нравится идея снимать ребенка в кино в детском возрасте. Но многое зависит от проекта. В любом случае по Анне очень хорошо видно, комфортно ей где-то или нет, - если ее приведут на площадку, а ей там не понравится, все, держитесь. Конечно же, лучше дождаться того возраста, когда она сама сможет выбирать. Это очень ценно, могу сказать по себе, ведь мои родители всегда прислушивались к моим желаниям.

Мои родители тоже позволяли мне проживать именно свою жизнь, не бояться совершать ошибки, которых было очень много, и учиться на них.

Ты общаешься со своим отцом, журналистом Евгением Киселевым?

Да, конечно. Он живет и работает на Украине, поэтому с Анной еще не виделся: она пока никуда не летает.

Расскажите о своих рабочих проектах.

Жду выхода сериала "Заступники" Владимира Котта - должен выйти на Первом канале, мне очень нравится моя роль. Скоро премьера сериала "257 причин, чтобы жить" - на платформе START, где уже был представлен мой короткометражный фильм "Прощание". Должен выйти полный метр Ксюши Зуевой "Вмешательство", где я снялась с Аней Чиповской, и сериал Константина Богомолова "Хороший человек" - там у меня нетипичная, скажем так, роль. Еще планирую начать писать сценарий для нового фильма - на эту тему пока не хочу сильно распространяться.

Она даже хочет отнять телефоны у команды на площадке, чтобы никто ничего не рассекретил. (Улыбается.) Если о моих проектах говорить, Kisa Bar я уже отметил - он работает, и работает великолепно, поэтому мы с Сережей Бондарчуком решили не останавливаться на достигнутом и планируем открыть вместе еще одно заведение. На этот раз - ресторан, в центре Москвы, на Грузинском Валу, в историческом здании. Долго делали ремонт, очень кропотливо продумывали концепцию, надеюсь, что до конца года мы его запустим. Название есть - "Стравинский", в честь великого композитора."Я сторонница философии «Пока ты жив, надо двигаться" /Маруся Фомина/

Вы с Сергеем и в кино­производстве сотрудничаете?

Мы запустили свою продакшен-компанию "Студия Видеопрокат", у нас в производстве уже девять проектов. А начиналось все опять же с Kisa Bar: открыв его, мы с Сережей поняли, насколько нам комфортно вместе работать. Когда я уже ушел из компании "Небо" и начал заниматься своими съемками, рекламой, мы создали агентство Kisa Communications - с Сережей Бондарчуком и Ксенией Ермоленко: сейчас представляем как R- и коммерческие агенты Аню Чиповскую, Марусю Фомину, Егора Корешкова, Ингеборгу Дапкунайте, Карин Ройтфельд, ее интересы в России, делаем различные проекты для брендов, изданий. Но мне также хотелось снимать кино. Я позвал Сережу в ресторан, рассказал ему свою идею относительно одного сериала. Ему понравилось, и мы как два дебютанта пошли за авторитетным мнением к серьезному режиссеру - к его отцу Федору Сергеевичу. Он нас выслушал и говорит: "Ребята, а чего вы вообще здесь делаете? Конечно, идите, снимайте!" И мы начали снимать.

Над чем сейчас работает студия?

Один из проектов - сериал "Псих", главную роль в котором играет Константин Богомолов. Причем Костя прочитал сценарий и почти сразу согласился на роль, лишь позже узнал, что его автор - талантливая дебютантка Паулина Андреева. В этом проекте у нас еще один дебют - режиссером выступает Федор Бондарчук, который раньше никогда не снимал сериалы. Наша команда, в которую также входят Анастасия Корецкая и Настасья Гомиашвили, заручилась поддержкой Национальной Медиа Группы и ее онлайн-сервиса more.tv: сериал "Псих", например, будет представлен в его линейке more originals. Помимо Кости в нем участвуют Олег Меньшиков, Ксения Раппопорт, Елена Лядова и многие другие. 
Еще один проект нашей студии - сериал о порноиндустрии Happy End. Его снял режиссер Роман Прыгунов по сценарию Владимира Васильева, Михаила Зубко и Александра Цыпкина, который также выступил сопродюсером проекта. В ролях - Паша Табаков, Саша Ребенок, Стася Милославская. Также планируем к выпуску сериал про русский балет, главных героинь в котором сыграют Ингеборга Дапкунайте (она впервые выступит еще и сопродюсером) и Маруся Фомина, проект про Децла, сериал "Выбор" - новый формат с 10-минутными сериями… Сказать, что мы в творческом плане счастливы, - ничего не сказать: работаем на износ, но готовы работать еще и еще, чтобы через пару лет, добившись признания, с чистой совестью сказать многим скептикам: fuck you! Как видите, пусть я и стал серьезнее, все равно остался собой. (Смеется.)  

Стиль: Мария Колосова, Продюсер: Ольга Закатова, Макияж: Кирилл Шабалин/YSL, Людмила Ганчерюк/YSL, Прически: Николай Риш/Birdie Москва, Катя Беренштейн, Ассистенты фотографа: Александр Филимонов-Волков, Алексей Салтыков, Игорь Никитин, Ассистенты стилиста: Алина Салимова, Ольга Гольд, Рамиля Ахметова, Ассистент продюсера: Виктория Захарочкина
Благодарим центр дизайна Artplay и склад итальянских тканей и фурнитуры Tessutidea за помощь в организации съемки

 

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх